Домаш. страница
Закон РФ

Карта сайта
Спонсоры

Посольство РФ
Культурный центр
Коммерческий центр

Конференция «Русскоязычная община в Европе - прошлое, настоящее, будущее», 22 ноября 2003, Лондон

Рождов: Добрый вечер! Меня зовут Андрей Рождов. В Лондоне я уже 15 лет. Вы знаете, не было особой необходимости выступать, просто хотелось сказать несколько слов, и, видимо, не в том ключе, в котором были предыдущие выступления. Заранее прошу прощения за это.

С чего я начну? Мы говорим об эмиграции. Это слово мне режет слух. Во-первых, мы уже установили, что было две волны эмиграции. Первые спасли жизнь от большевиков, вторые, скажем так, честь и достоинство, а третьи...Давайте отдавать себе в этом отчет, что мы попали в третью волну. Никого из нас, за редким исключением, не выдавливали из страны, и это мы сейчас составляем основную массу тех 8 миллионов, может и больше, которые проживают за пределами России. Нужно отдавать себе отчет, за чем мы поехали: за более хорошей жизнью, за более комфортными условиями существования. Это очень важно для понимания того, что я хочу сказать в дальнейшем. Поэтому, говоря об эмиграции третьей волны, я бы назвал ее миграцией, такой же миграцией, как миграция рабочей силы, интеллектуальной силы. Это феномен, существующий уже долгое время, и мы ничем не отличаемся ни от австралийцев, приезжающих работать в Лондон, ни от китайца, едущего в Париж.

Далее. Я немножко перефразирую старый партийный документ: "Уважаемые товарищи, за последнее время сложилась новая общность людей - советский народ". Часть этой общности людей советского народа за последнее время активно стала передвигаться на Запад, то есть за пределы России. Эта общность, как мы установили, совершенно различна по своему социальному происхождению, по своему социальному портрету, профилю, отсюда у нее возникают совершенно разные проблемы. Простите за банальность, у кого-то щи жидковаты, у кого-то жемчуг маловат. Проблемы совершенно разные у того, кто сюда приезжает в первый раз и не знает, как обратиться и к кому обратиться, и у того, кто здесь живет уже достаточно большое количество времени.

Мне бы хотелось отойти немного в сторону: тут все время звучала фраза "Надо помогать". Надо. Вот на столах лежит справочник "Русская Британия". Спасибо тому, кто его издал. Там уже содержится много сведений. Да, конечно, необходимо прибегать к помощи адвокатов, эта помощь не бесплатная, адвокаты тоже себе на жизнь зарабатывают. Конечно, необходима материальная помощь, но я на эту тему не хочу распространяться.

Теперь далее. Люди, которые приезжают сюда, первое время находятся не в своей тарелке. Если мы считаем, что нас много и мы сила здесь, то мы можем оказать определенную помощь по преодолению этого психологического барьера по вживанию в новую ситуацию. Я не согласен с одним из выступающих, который сказал, что мы сейчас стали добрее, ближе друг к другу" - нет, мы шарахаемся друг от друга до сих пор. Посмотрите, на отдыхе один англичанин увидел другого англичанина возле бассейна, он подходит и говорит: "How do you do?", кто Вы, откуда. А русский услышал русский разговор, и что? Кто-то здесь сказал, что боятся переписи, пресловутого КГБ. Вы прекрасно знаете, чего боятся: существуют другие заинтересованные лица и организации. Потому мы и с настороженностью относимся друг к другу, что мы разные по своей социальной структуре, и еще и неизвестно, кто рядом с тобой. На то есть основания, мы все это знаем.

Дальше, насчет адаптации. Я отвлекусь немножко. Лет 30 или 40 назад, правда это или нет, не знаю - за что купил, за то и продаю, - проводилось исследование, в ходе которого выяснилось, что от брака белого с негром появляется мулат, от брака белого с индейцем появляется метис, а вот от брака китайца с негром появляется китаец и от брака китайца с белым появляется китаец. Здесь говорили о проведении всемирной конференции китайцев, и это уже реальный факт. Дело в том, что в Китае было принято решение посылать богатых женихов за границу и через 50 лет половина населения земного шара будет говорить на китайском языке. Мы не китайцы, мы европейцы, поэтому мы значительно легче адаптируемся, я бы даже сказал, ассимилируемся в условиях Европы. Я не говорю о тех из нас, кто живет в Африке, вышел замуж за шейха, дай бог им здоровья и детей побольше. Но мы сейчас говорим о Европе. В Европе мы попадаем как будто в желудочный сок, растворяемся, мы не камни, мы растворяемся. Поэтому, определяя, что мы можем как русская диаспора, пока будем так ее называть, мы должны четко понять и уяснить для себя, что идет процесс ассимиляции, и мы видим это на примере наших детей. Эмиграция, миграция, люди возвращаются обратно в Россию, этого не избежать, но наши дети моментально ассимилируются с местной средой. Мы все это прекрасно понимаем, в кулуарах были те же разговоры. Вот в Германии говорят, что дети разговаривают на немецком, у нас на английском, больше того, они приобретают западный менталитет. Это, кстати говоря, в определенной степени может приветствоваться, потому что они берут хорошее. А мы прививаем то хорошее, что осталось у нас. Поэтому для определения дальнейшего круга тех, кому нужна помощь, надо опираться только на первое поколение выехавших. Еще, на мой взгляд, надо быть реалистом,. Нужно поучиться немножко у евреев, у меня очень много среди них знакомых. Вы знаете, они не пропадают, хотя они русскоговорящие, но они приезжают сюда. Люди из Германии, которые переезжают жить в Лондон, моментально приобретают знакомых, входят в эту жизнь, я вижу их на балах, приемах, их жизнь моментально налаживается. Вот как бы нам это ноу-хау перенять. Было бы проще.

Наконец, может быть, последнее. Мне кажется, что ни в коем случае нельзя политизировать эти наши собрания, нашу ассоциацию, потому что неизвестно, во что это выльется. Мы сюда, в основной массе, приехали добровольно, знаем зачем, какая наша задача, какие у нас есть проблемы, что мы можем для себя сделать, чтобы жизнь здесь была более комфортной, более нормальной. Я против того, чтобы говорить здесь о благе родины. Если вы хотели заботиться о благе родины, нужно было оставаться на родине. Потому что если писатель, художник может творить за границей и это войдет в копилку духовного наследия России, то финансовый бизнес, или просто бизнес делается для собственного блага, и благо родины здесь совершенно ни причем. Простите, это мое мнение.

Если говорится о том, что мы можем здесь голосовать, то да, технически можем, но не профанация ли это выборов, если мне предлагают голосовать за депутата Пупкина, которого я не знаю и не знаю, что он может сделать для меня. В этом плане у меня другое предложение. Я понимаю, что оно, может быть, стратегическое, более утопичное и требует правовой проработки, но если нас 8 миллионов только в Европе, не лучше ли подумать об организации политического движения, но не для того, чтобы избирать местного депутата или членов парламента. Я очень рад, что представитель из Греции стал депутатом местного парламента. Здесь у нас таких проблем нет, дискриминации нет, кстати, товарищ выступал, что набили морду другому мелатанинодостаточному, теперь так положено называть корректно. У меня был случай, мой русский друг сделал то же самое, и тоже приехала полиция, и когда увидели, кому это сделали, то есть мелатанинодостаточному, ему сказали: "Уезжай, если не хочешь больше неприятностей". Поэтому, здесь как придется. К чему я хочу подвести. Вот говорили о лоббировании и защите наших интересов. Не проще ли подумать о создания движения, которое могло бы попытаться провести члена Государственной Думы, чтобы, по крайней мере, не появлялось таких дурных законопроектов как уголовная ответственность за приобретение двойного гражданства. Слава богу, что это не прошло.

Мы здесь такие же граждане, как и все остальные, имеем те же права, что же мы будем прибедняться. Здесь мы рассредоточены, нет русского анклава, здесь не живут все в одном районе. А вот индусы живут компактно, есть пакистанские районы. В городе Лестере, по-моему, 45% или 50% цветного населения. Да, они избрали своего мэра, и это правильно. Вот когда мы будем жить в своем городе, мы это сделаем. А пока нам остается защита наших интересов в России, если мы поддерживаем с ней связь, если мы хотим оставаться ее частичкой. Ведь мы этого хотим, мы все говорим о том, чтобы сохранить и нести туда культуру. Более того, дать возможность детям сделать выбор, не настаивать - это будет против демократии - а дать им возможность сами сделать свой выбор. Надо дать им выбор знать два языка, знать нашу историю, культуру: захотят сохранить их - прекрасно, не захотят - их дело.

Возможно, то, что я говорю насчет депутата Госдумы, немного узко, ведь мы говорим о русскоязычной общине, а это не только Россия, а и Украина, Литва и все прочее. Возможно, с правовой точки это не очень правильно, но я не говорю об организации партии, потому что партия конечной целью всегда имеет захват власти. Мы не можем ставить себе такую цель, но организовать движение, представляющее интересы 8 миллионов соотечественников в Европе, можно. Наконец, последнее, что нужно сделать и за что я голосую двумя руками: сделать информационную базу. То есть сайт, куда можно сливать любые предложения, worldrussian.net, что-то типа этого. Потому что мы должны определиться с нашими проблемами, что мы хотим, а после этого, какие задачи мы поставим перед ассоциацией, что мы будем делать и как мы будем делать. Мы только говорим, что хорошо бы жить лучше, а давайте подумаем, как это сделать. Спасибо.

Воронов: Спасибо большое, Андрей. Хотел бы сказать, что Ваше выступление было весьма, по-английски, я бы его назвал punchy. Хотелось бы с Вами пообщаться, но у Конференции не могу занимать время. Но хотел бы подчеркнуть два момента сейчас же потому, что они очень важны для целей конференции. Помните, в самом начале, когда я выступал, я специально обратил внимание на терминологию, и в моем кратком экскурсе не было слова эмиграция. Поэтому, когда мы говорим это слово, мы понимаем одно и то же -- диаспору, в целом, общину. И второй момент - стремление к деполитизированности как нашей конференции, так и самой Ассоциации, деполитизированность именно в истинно российском смысле этого слова. Мы, например, выслушали сегодня выступление господина Кара-Мурзы; некоторые выступающие отметили те или иные политические моменты, связанные с Россией, но заряд, который идет от нас, от организаторов этой конференции, это полная и сознательная деполитизированность в том смысле, как политику понимают в России. Что касается политики в Западной Европе, где мы, собственно, живем, то на этом я особо остановлюсь в своем выступлении, которое еще предстоит. Сейчас разрешите предоставить слово Марии Александровой, Лондон.

Правовая информация | Реклама | Новости | Дизайн | E-mail | Copyright © Ikaria Associates
Загружается