Конференция «Русскоязычная
община в Европе - прошлое, настоящее, будущее», 22 ноября
2003, Лондон
Брамли: Да, я директор Лондонской школы, и я благодарю
предыдущего выступающего за такие чудесные слова о русском
языке. Мы в русской школе в Лондоне страстно верим в то, что
сначала необходимо наших детей обучать русскому языку, потом
его поддерживать и потом совершенно необходимо предоставлять
им возможность пользоваться этим языком. Все эти три фактора
исключительно важны для того, чтобы наши дети владели языком
и чтобы когда-нибудь, через десять лет, на заседании нашего
уважаемого форума наши дети могли принять в нем участие без
переводчиков. Для этого совершенно необходимы школы. Здесь
много говорилось о том, как необходимо создавать школы, но
наша школа существует уже пять лет. Мы уже пять лет работаем,
не покладая рук, у нас учатся на сегодняшний день 70 детей,
и мы уже являемся реальным небольшим центром русскоязычной
общины, таким естественным образом сформировавшимся центром
русскоязычной общины в Лондоне. Вот Отец Вадим здесь есть,
он у нас был в школе, да, пару лет назад, мы были очень рады
его принимать.
Я немножко расскажу о нашей школе. У нас субботняя школа,
все наши дети ходят в английские школы 5 дней в неделю, к
нам приходят в субботу. У нас есть три основных урока, наш
блок: русский язык, русская литература , страноведение - это
предмет, который мы сами изобрели, который мы наполняем необходимой
информацией о стране их родителей. Это история, география,
культура, религия, искусство и все, что мы можем вместить
в этот предмет. Мы пытаемся это делать и праздновать русские
праздники у нас в школе, все это уже происходит. Наша программа
не сводится только к преподаванию грамотности и только элементарным
каким-то понятиям, чтению и письму, элементарным навыкам.
У нас работают около 12 опытных учителей, и уже за пять лет
у нас наработан опыт, очень ценный. У нас много детей двуязычных,
которых нам удается поддерживать на хорошем уровне, у которых
русский язык почти как родной. Это достижение, это плод усилий
учителей, родителей и самого существования такой школы, потому
что я верю в то, что вне школы невозможно у детей сохранить
язык, они должны где-то обмениваться мнениями, и научить их
читать недостаточно. У них только тогда будет стимул к чтению,
когда они могут обмениваться прочитанной информацией, когда
это престижно среди своих же друзей, среди своей детской общины.
Поэтому должны существовать вот такие детские общины, детские
клубы и в общем-то школа - это замечательная почва для того,
чтобы все это произрастало.
Еще я хочу сказать, что недавно, в апреле, мы присоединились
к целой сети таких школ, то есть наша школа не единственная,
и в Европе много таких школ. Я слышала, что в Греции много
таких школ. Я была в апреле на семинаре в Германии, в городе
Дортмунде, на семинаре вновь образовавшейся Ассоциации русских
школ и русских обществ Европы. Такая Ассоциация уже существует,
называется она "Юролок", ее координаторы находятся в Германии,
в Трире. Мы побывали на семинаре и нашли его исключительно
полезным для школы. В этом семинаре принимают участие замечательные
педагоги и литераторы, и уже прошлым летом состоялся Первый
Международный Русскоязычный творческий лагерь. Приехало более
80 детей. Лагерь находился в Германии, недалеко от Кайзерслаутерна.
Это было совершенно удивительно! Две недели общения на русском
языке! Здесь собрались вместе дети из Швейцарии, Германии,
Голландии, Англии, Бельгии. Они проживали вместе в комнатах,
занимались совместной деятельностью и сами контролировали
друг друга, чтобы общение происходило на русском языке, это
просто происходило естественным образом. Они просто давали
команды: "Извините, мы вас не понимаем, когда вы говорите
на вашем немецком языке, давайте говорить по-русски ". Была
также группа из России, которая очень их поддержала.
Некоторые из тех проектов, которые здесь упоминались уже
реально существуют, но им очень нужна поддержка. Я нахожусь
здесь в надежде, что на нашу школу обратят внимание и мы получим
поддержку. Обязательно нужна информационная поддержка, потому
что у школы нет фондов, чтобы оплачивать каждый раз рекламу:
"Приходите к нам в школу". Мы считаем это нашим долгом пропагандировать
школу, потому что без школы нереально воспитать двуязычных
детей, сохранить у них русский язык и преподать его на должном
уровне, а главное - донести каким-то образом всю информацию,
передать исторический опыт и дать некоторые знания о современности.
Я обращаюсь к тем организациям и людям, которые согласны со
мной и могут чем-то помочь. В нашей школе сейчас учится 70
детей, у нас есть возможность деле принимать 300 детей. На
сегодняшний день ситуация такова: наша школа - бесприбыльная
организация, но, естественно, обучение у нас платное, потому
что у нас нет каких-либо фондов, кроме денег от родителей,
которые оплачивают обучение детей. Естественно, мы очень сильно
ограничены. Например, я с трудом отстояла страноведение: ведь
это не функциональный предмет, за который кто-нибудь хотел
платить деньги. Но мы сделали единый блок из трех уроков:
русский, литература, страноведение, хочешь не хочешь, а вынужден
и историю изучить, и географию.
Ну хорошо, я не буду долго задерживать ваше внимание, хотелось
бы поблагодарить организаторов этого форума за то, что нас
пригласили и дали возможность выступить. Всего доброго.
Воронов: Спасибо большое, Оля, и по языку мы будем
отдельно говорить, это очень серьезный вопрос. Слово г-ну
Петру Резникову, прошу.
|