Домаш. страница
Закон РФ

Карта сайта
Спонсоры

Посольство РФ
Культурный центр
Коммерческий центр

Конференция «Русскоязычная община в Европе - прошлое, настоящее, будущее», 22 ноября 2003, Лондон

Гершунский: Уважаемые господа, коллеги! Я хотел бы остановиться на некоторых вопросах грядущей деятельности этой ассоциации и, конечно же, целях и задачах этой конференции, как добиться успеха, как достичь результата. Если не возражаете, я бы хотел высказать следующие соображения.

Сама идея конференции, сама деятельность ассоциации не требует особых комментариев. Об этом уже сказано, об этом уже говорили и Владимир Львович, и другие выступающие. Нужна ассоциация, нужна интеграция. Интегративные процессы идут полным ходом, особенно в Европе, это совершенно очевидно, в частности рынок труда интегрируется. Другое дело, что интегративные процессы не могут охватить другие сопутствующие сферы, в том числе сферы, связанные с максимальной реализацией личностью своих способностей в принципиально новых условиях, в которые она попадает. Поэтому идея создания такой ассоциации, такого интегративного органа, который мог бы объединить усилия русскоязычных общин в странах Европы, представляется достаточно самоочевидной.

Тем не менее возникает вопрос. От идеи до внедрения, от идеи до реализации дистанция, как известно, огромного размера. Конечно, мы можем вспоминать, что Андрей Дмитриевич Сахаров говорил, что только в конвергенции, в интеграции единственный способ спасения человечества. Конечно, мы можем вспоминать песню "Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть по одиночке". Все это подтверждает то, что идея хороша, но никак не помогает ее реализовать. Мне кажется, что между идеей и результатом, должны быть четкие технологии. Четкие реализующие механизмы, то есть механизмы воплощения идеи в конкретной деятельности, в конкретных результатах.

Первая идея уже прозвучала и она совершенно справедлива - это личностно-ориентированные технологии, ориентация на каждого человека, на личность. Если человек почувствует, что ассоциация нужна, если он почувствует, что он не одинок, что ему может быть оказана помощь (от материальной помощи, когда это крайне необходимо) до помощи моральной, до помощи образовательной, до помощи юридической и т.д., тогда ассоциация будет жить и членов в ней будет все больше и больше. Личностно-ориентированная технология - это чрезвычайно важно, но нужна соответствующая инфраструктура. Учебные центры, различные консультационные пункты - это все чрезвычайно важно, и это должно быть в зоне внимания организаторов не только этой конференции.

Говоря о технологии финансово-экономической, необходимо подчеркнуть, что эта технология системная: тут и правовые, и финансовые, и образовательные вопросы. Например, финансирование этой ассоциации, или самофинансирование. Как тут быть? Можно пойти по такому пути: давайте деньги, а мы будем работать. Можно пойти по другому пути: вот наши проекты, они связаны с тем-то и тем-то и нам действительно нужны средства для реализации этих целей, для реализации этих проектов.

Мои профессиональные интересы лежат в сфере образования. Меня всегда поражало и в России, и в Америке отношение к этой сфере. Я долгое время живу в США, и мне ясна стратегия образовательной деятельности в Штатах. Там каждый новый президент говорит: "Образование - это наш ключ, больше денег на образование". Считается, что чем больше денег дается на образование, тем лучше образование. Между тем это совершенно не так. Ведь вопрос в том, куда идут эти деньги, не на что они идут, а во имя чего. Никакого внимания этому вопросу не уделяется. Есть, конечно, стратегия образования, всевозможные программы, но идея "чем больше денег, тем лучше" и в Америке, и в России, даже нынешней, превалирует. В то же время содержательный аспект куда-то уходит - дайте деньги, а все остальное приложится.

Мне кажется, что ассоциация должна пойти по пути реализации каких-то конкретных проектов, допустим, лоббировать, выбивать - как угодно можно сказать - средства. Путь этот, мне кажется, оправдан. Чрезвычайно важно видеть разноликость российской диаспоры, разноликость русскоязычных общин, даже по возрасту. Есть молодые, среднего возраста, есть пожилые. Есть сравнительно невысокого уровня образования, есть более высокого уровня и так далее. Я думаю, что молодые пробиваются, например, трудности с языком у них довольно быстро снимаются. Для лиц среднего, и особенно старшего поколения, особенно людей творческих профессий, ученых, которые задают интеллектуальный потенциал, все намного сложней. Только что выступала гос-жа Кейв и говорила об обогащении страны пребывания, страны проживания этим интеллектуальным потенциалом, образовательным потенциалом, нравственным потенциалом, духовным потенциалом России - это чрезвычайно важно. Надо сказать, что, к сожалению, лица старшего и среднего возраста, особенно творческие профессии, ученые, деятели культуры находятся в весьма сложном положении. Они, честно говоря, не очень-то и востребованы. Могу судить по себе: да, я академик, да я профессор, да, да, да, но в общем-то я работаю в струе русской ориентации. Центр российско-американских исследований, который я возглавляю, все-таки ориентирован на Россию, и книги, которые я пишу для России. Очень важно посмотреть, нельзя ли для этих людей создавать микроассоциации, субассоциации, структуры которых позволили бы им объединиться и, по крайней мере, заявить о себе: вот я приехал, вот я обладаю таким потенциалом. Россияне вообще не склонны говорить "я", может быть, ассоциация может за них сказать: вот они приехали, вот они обладают потенциалом, обратите внимание, может быть, он будет востребован. Вот эта проблема востребованности чрезвычайно важна.

Дальше говорили о потере русского языка, совершенно правильно говорил Вадим Фадин. Да, такая опасность существует. Так вот, в структуре ассоциации, помимо действительно вопросов подготовки, повышения квалификации, переподготовки кадров для наиболее престижных профессий на рынке труда - это наиболее важный аспект, - должен быть еще один образовательный аспект, ориентированный не на страны проживания буквально, а на интересы русскоязычного населения, чтобы не потерять своей самоидентификации, не потерять лучших черт своей ментальности. Кстати, я не очень уверен, что менталитет - это плохое слово. Не потерять своего языка. Кто этим должен заниматься? Вы знаете, как это ни странно, этим должны заниматься даже не родители, а скорее бабушки - ну дедушки, ладно, у них свои проблемы - бабушки, которые еще хорошо помнят русский язык, которые ценят русскую культуру, которые знают русскую историю. Может быть, не все бабушки знают, но многие, во всяком случае. Они должны быть тоже как-то сориентированы и в рамках ассоциации должны быть тоже инфраструктуры, ориентированные на поддержание русскости, поддержание русской культуры, российских духовных ценностей, культурных, традиций. Это чрезвычайно важная задача.

И, наконец, последнее. Рано или поздно, но возникнет вопрос взаимодействия российских общин с Россией, скорее даже СНГ, но все-таки мы говорим сейчас преимущественно о России. Как тут быть? Да, тезис о том, как российская диаспора может помочь России - совершенно правильный. И дело не в том, что, как тут говорится, давать инвестиции в буквальном смысле этого слова. Нужно как-то по современному отнестись к имиджу России в зарубежных странах, в странах, где проживают русскоговорящие, а это уже действительно Всемирная Россия, полностью поддерживаю Александра Борисовича Горянина. Речь идет не только о Европе, речь идет о мире, где проживают русские люди, россияне. Если говорить об имидже России, а мы обязательно к этому придем, хоть это не первоочередная задача, но одна из задач, то надо понять, что имидж - это не приукрашивание, которое создает облик России, имидж - это образ соответствия со всеми ее положительными и отрицательными сторонами. Я еще не знаю, что может помочь России: или ее лубочный подход, вот так сказать, Россия, или тот, согласно которому в России назревают колоссальные изменения, связанные с ростом диктаторских тоталитарных методов управления страной. Это факт. В России набирают силу националистические, буквально фашистские тенденции. Это факт. И это тоже имидж России.

Зарубежье должно понимать, что в Росси не так просто обстоят дела. Да, Россия великая духовная страна, но там же происходят и другие процессы, и это будет достоянием не только российской общественности, но и общественности британской, немецкой и так далее. Здесь, я думаю, помощь России будет действительной, а не мнимой, когда просто приукрашивается ее облик. Кстати говоря, существует и обратный процесс, когда Россия озабочена тем, что будет делать русскоязычная диаспора и как она может помочь, ведь выделяются огромные деньги на поддержание имиджа России. Может быть, не надо так отрицать этого, надо войти в определенный контакт с российскими организациями, которые озабочены этим, но со своей точки зрения. Но ни в коем случае не лакировать действительность, а давать ее такой, какая она есть. Одним словом, проблем у ассоциации множество, а дорогу осилит идущий. Спасибо.

Воронов: Большое спасибо, Борис Семенович, за чрезвычайно глубокое выступление. Я Вас буду цитировать, когда сам буду в конце выступать и пытаться обрисовать те направления, какими будет заниматься Ассоциация. Предоставляю слово Борису Березовскому.

Правовая информация | Реклама | Новости | Дизайн | E-mail | Copyright © Ikaria Associates
Загружается