Конференция «Русскоязычная
община в Европе - прошлое, настоящее, будущее», 22 ноября
2003, Лондон
Горянин: Я бы сказал, что это, скорее, взгляд не на
русскоязычную диаспору, а на Всемирную Россию. Это очень точное
слово - "Всемирная Россия". Этот феномен сформировался в двадцатом
веке в результате сокращения физических границ Российской
империи. Теперь Всемирная Россия по своему объему равна земному
глобусу. И если бы не было сокращения границ Российской империи,
она все равно бы возникла, так как в двадцатом веке победила
либеральная идея, что каждый человек волен выбирать место
жительства по своему усмотрению. Каждый свободный человек,
по крайней мере.
Мы в СССР не были свободными людьми до недавнего времени,
но вот уже, слава тебе Господи, 10-12 лет, как мы все можем
выбирать среду обитания. Я как свободный человек предпочитаю
жить в России, а мой старый товарищ Александр Ильич Шлепянов
живет в Англии и издает журнал "Колокол" для Всемирной России.
Так смотрят на дело многие нации. Скажем, есть Всемирный Китай,
и китайцы смотрят на своих хуацяо как на плацдарм языковый,
коммерческий, финансовый, культурный, и на этот плацдарм опираются.
Так смотрят на это евреи, которые до середины прошлого века
не имели своего государства. Так смотрят на это армяне, литовцы,
каждый может продолжить. И я думаю, что для вас, живущих в
16 странах, это не является странным и экзотичным, что из
России мы сморим на Всемирную Россию примерно также. Или начинаем
смотреть.
Думаю, что такая точка зрения очень скоро возобладает, благодаря,
в первую очередь, таким организациям как эта, создаваемая
благодаря нашему собранию. А также этому способствует появление
неких интегрирующих печатных органов. А уж про Интернет и
говорить нечего, Интернет - это чудо нашего времени, которое
может интегрировать все и вся.
И вот этот новый фактор, который появился, фактор "Всемирной
России", должен оказать очень большое влияние на процессы
мирового масштаба. Я не преувеличиваю, потому что сейчас время
создания сетевых структур по всему миру, интегрирующим условием,
и вообще условием существования которых является, в первую
очередь, общекультурный ресурс. Вот когда говорят "русскоязычный",
"общерусский", многие люди начнут выдвигать соображения типа
"а у меня, мол, родной язык азербайджанский, а русский я использую
как второй".
Но когда мы говорим об общекультурном ресурсе, совпадающем,
все эти возражения снимаются, потому что у человека может
быть несколько культурных ресурсов. Их можно представить в
виде кругов, частично совпадающих, частично накладывающихся
друг на друга. И вот этот общекультурный ресурс облегчит формирование
финансовых, коммерческих и других начинаний, а, кроме того,
этот культурный ресурс ликвидирует в явочном порядке барьеры,
которые существуют в виде государственных границ.
Сейчас эти границы легко пересекаются. Нам, по крайней мере,
жившим за колючей проволокой со сторожевыми вышками, кажется,
что эти границы очень легко пересекаются, хотя слышны голоса,
что недостаточно свободно, но все познается в сравнении.
Я упомянул такую тему как общерусские средства массовой информации.
Их пока еще как бы нет, но к этому все идет. Все наверняка
знают газету "Русская мысль", которая выходит в Париже уже
55 лет, имеет подписчиков по всему миру, но, к сожалению,
тираж ее мал. Если в Лондоне мы посмотрим на арабскую газету
"Аль-Хаят", которая даже при отсутствии англоязычного сайта
является одной из авторитетных, может, самой авторитетной
газетой, мы понимаем, что печатный орган может существовать
за пределами метрополий данного языка. Это нам вызов и пример.
Журнал "Колокол", который я сейчас упомянул, выходит раз
в два месяца, надеюсь, он будет выходить, раз в месяц. Журналу
трудно стать таким интегрирующим общерусским органом. Но,
может быть, будет возрождена общерусская газета. Это очень
благородная цель. Может быть, ею станет реанимированная "Русская
мысль", не буду загадывать. Но, согласитесь, что эта цель
стоит усилий.
А теперь два слова о том, как глубоко у нас внутри России
существует непонимание этого понятия и термина, о котором
мы сейчас говорим - "русскоязычный", "русский", "общерусский".
Исторически в России никогда не было единого этнического
доминирования. Как мы знаем - об этом говорит топонимика -
в России существует огромный финский субстрат. Согласно гидронимике,
судя по названиям рек и озер в Центральной России, ничего
не обозначающим на русском, они являются протофинскими корнями.
Российскими народами являются чуваши, мордва, марийцы; а,
кстати, чуваши - это тюркский народ. В Тьму Тараканьем государстве
жили яссы - современные осетины. Мало кто знает, что евреи,
проживавшие в Древней Руси, представляли собой группу кеноанитов,
основа чьего языка была древнерусской. И этот язык сохранялся
в район Бреста до 17 века. То есть евреи тоже один из коренных
народов России.
Вспомним, что четверть русского дворянства имела татарские
корни, а немалая часть - немецкие, то есть лифляндские. Вспомним
роль этих лифляндских немцев в нашей военной истории, роль
поляков в освоении Сибири, хотя они там жили не по своей воле,
и т.д. У нас в России это естественное сообщество и сплав
народов.
И еще одно, хотя не уверен, что со мной согласится посол
Белоруссии, - есть представление о едином русском этносе,
делящемся на великорусский, белорусский и малорусский, то
есть украинский. Пусть это уже имеет историческое значение
и политически не совсем приемлемое деление, но на уровне сознания,
это метрополия российской империи. Мы не можем отнести к метрополии
Российской империи Среднюю Азию или Азербайджан, Армению и
Грузию, даже Прибалтику, несмотря на три века пребывания в
составе Российской империи. А вот эти три территории мы воспринимаем
как метрополию, которая должна была разделиться, не могла
не разделиться.
Но это общерусское сознание. Называйте его общерусским имперским
сознанием, все равно оно осталось сейчас, во времена, когда
все политически воспалены и ревниво смотрят друг на друга.
Потом, когда все успокоится (а я надеюсь, это произойдет),
это сознание будет проявляться гораздо ярче. Поэтому нам надо
политкорректно выбрать название, может быть даже не Всемирная
Россия, а Всемирная Русь, что будет этически приемлемо для
белорусов и украинцев, так как это слово в равной степени
приложимо к трем государствам, возникшим на постсоветском
пространстве.
Это к вопросу о том, кого считать соотечественниками, что
есть свободный выбор каждого человека. Свободный человек может
причислять себя к русской общине, причем иногда частично.
Вот я, например, принадлежу к русской общине и к литовской.
Эта свобода выбора должна быть положена в основу. И, прошу
прощения за то, что повторяюсь, но без политкорректно найденного
термина мы не сможем обойтись, потому что неправильно выбранное
слово может стать тормозом, блокирующим присоединение миллионов
людей.
А речь идет о миллионах. Я так понял, что уже насчитывается
до 8 млн человек, проживающих в Европе, за пределами бывшего
соцлагеря, включая, вероятно, и русских немцев, переселившихся
в Германию. Для многих поколений людей историческая родина
- не Россия, а Советский Союз. Люди, живущие в Америке, Израиле,
ощущают себя выходцами из Советского Союза, а их окружение,
ничуть не сомневаясь, называют их русскими. Иногда им это
даже и не нравится, но таков факт.
Нас в России гораздо больше интересует не совсем тот вопрос,
который интересует русскую общину здесь. Община хочет устроить
свои дела в первую очередь, жить своей полноценной жизнью,
в России другой интерес - как зарубежные соотечественники
могут помочь России. Это не тотальное совпадение, но во многих
случаях есть взаимный интерес. Скажем, есть такой банкир Кугушев
Иосиф Владиславович, который занимается внедрением советских
и постсоветских технологий, родившихся в оборонном комплексе.
Внедрять их можно только с помощью своих соотечественников,
так как технологическая нестыковка с людьми других технологических
культур слишком велика. Наши соотечественники, которые раньше
работали в оборонной промышленности, а сейчас - на Западе,
и есть тот стыковочный узел, который позволяет наши технологии
внедрять на Западе, что Кугушев и доказал успешной инновационной
деятельностью своего банка.
Пусть китайский пример будет нам образцом. Еще 30 лет назад
миллионы китайцев во всем мире были разобщены, потом они постепенно
интегрировались, кстати говоря, не в последнюю очередь благодаря
гонконгской, сингапурской, тайваньской прессе. А теперь китайцы
проводят конгрессы своих хуацяо, где проводятся обсуждения
взаимно полезной деятельности. То есть китайцы работают для
своей родины, а родина делает для них то, что может.
Вообще надо сказать, что, хотя этот пример осознается в России
на уровне правительства, никаких идей, кроме созыва конгресса
соотечественников, не родилось. Конгресс собирается не для
того, чтобы обсудить какие-то идеи или обещающее плодотворное
сотрудничество. Там обычно присутствует один от правительства,
один от диаспоры, чтобы сказать о том, что как здорово, что
мы собрались. Было несколько таких инициатив. Прошел недавно
очередной конгресс с выступлением Путина, но у меня такое
впечатление, что ничего за этим не последовало. МИД готовит
очередной конгресс. Но нет идей. Мне кажется, что если кто-то
и сможет выработать идеи, то это будут люди, которые собрались
здесь, те, кого вы представляете. Та организация, которая
кристаллизуется благодаря усилиям г-на Бобкова и г-на Воронова.
Одним из важных дел было бы начало составления базы данных
зарубежных соотечественников. Сейчас это стало возможным,
благодаря технологическому рывку, когда телефонные базы в
любой стране мира существуют на компакт-дисках, когда есть
Интернет и другие способы составления таких баз. Это был бы
абсолютно необходимый шаг. Это будет и коммерческий продукт
для тех, кто продает кассеты русских фильмов или ищет подписчиков
для своих изданий.
Я надеюсь, что эта организация будет создана, но плодотворной
она будет только тогда, когда в Росси появится партнер. Это
должна быть некая зеркальная организация, не государственная,
способная лоббировать интересы диаспоры (такие как двойное
гражданство, или реституцию заброшенных имений или поместий).
Например, в Центральном Черноземье есть много заброшенных
земель, но реституцию можно проводить только в особых случаях,
так как закон о реституции принять в России просто нереально.
А реституция в особых случаях представляет собой отмычку в
решениях этот важного вопроса. Может, эта организация будет
лоббировать вопросы инвестирования в Россию, если этим инвестированием
занимаются зарубежные соотечественники. Это, кстати, китайский
путь, можно даже списать китайский закон, он у них принят
и работает. Или создать гостиницы для соотечественников в
России, здесь простор велик. По-моему, это должно стать следующей
задачей после организационной.
Воронов: Большое спасибо, Александр. Сейчас я с удовольствием
предоставляю слово русскому писателю из Германии Вадиму Фадину.
|