Конференция «Русскоязычная
община в Европе - прошлое, настоящее, будущее», 22 ноября
2003, Лондон
Суворов: Здравствуйте! В регламент я точно не уложусь,
но постараюсь побыстрей. Много было сказано сегодня о разном:
важном и не очень важном, о деньгах и пр. Но община - это,
прежде всего, народ. Вы, представители интеллигенция, должны
говорить как депутаты к народу, - чем вы будете его заманивать?
Опять обещаниями, разными посулами, получится ли после 78-летних
посулов? Я думаю, нет. Я постараюсь коротко, поэтому взял
бумажку, чтобы моя мысль меня никуда не увела, и меня не выгнали
со сцены просто пинками.
Видный российский мыслитель Розанов в начале 20 века вынес
страшный приговор Российской империи: "Рассыпанное царство.
Настоящее русского народа темно его будущее - загадка". Вслушайтесь
в эти слова - Рассыпанное царство. Как бы это царство за последние
100 лет не соединяли силовыми методами, оно еще больше рассыпалось
и продолжает распадаться при якобы видимых парадоксальных
благополучиях. Этот факт мы сегодня наблюдаем не только на
территории бывшего СССР, но и за границей, среди многомиллионного,
часто равнодушного ко всему русскоязычного общества. Ни для
кого, из живущих за рубежом. Не секрет, что русский к русскому
не пойдет. Русский русского обойдет. Почему? Почему могут
ужиться многие народы, враждующие на своей родине, но мирно
существующие за рубежом, почему тянутся друг к другу, а мы
нет? Почему только мы, бывшие граждане одной шестой части
света, выискиваем любой известный авантюрный фактик, чтобы
побольнее уколоть ближнего своего, вчерашнего доброго соседа?
"В глобальных бедах России виновата либерально социалистически
настроенная интеллигенция. История российской интеллигенции
за последние 200, уже 300 лет, стала историей, чуждой интересам
России и народа русского", - так писал патриот земли русской
Василий Федорович Иванов еще в начале 20 века. К сожалению,
мы и есть наследники этой интеллигенции, образованной и просвещенной,
носители всевозможных новшеств от модных религиозных течений
до призывов к реформам и революциям. Кухонные ораторы. Прививавшие
народу нашему в течение нескольких веков то, что сегодня нас
же ввергает в непонимание и ужас. "Либерально социалистическая
интеллигенция, - писал Иванов, - прежде всего, любила весь
мир, а потом уже свой народ, она любила его случайно, урывками,
скрывая перед другими свои чувства, стыдясь своей любви".
Ни от одного советского правителя, ни от одной политической
организации России, ни от одной церковной общины России я
не слышал обращение к народу, начинавшегося со слов "Прости
нас, народ русский. Не беспредельщик и убийца, не алкоголик-бунтарь,
не быдло, в конце концов, а кормилец и защитник, народ, слепо
верящий в нас, оболганный, обманутый, уведенный в тьму кромешную
нами же".
Я не отношу себя к публицистам, которые находят упоение в
красочных словосочетаниях и под покровом этой красивой мишуры
забывают о состоянии родины и ее народа, я старомоден как
сама Русь, оболганная, растерзанная и вновь обманутая. Я описываю
именно то, что видят мои глаза, обрабатывает мой мозг, пропускают
через душу мою, меня более интересуют причины болезни, чем
последствия ее. Жалко, что господин Березовский уехал. Ведь
без прошлого не будет завтра, а он сказал, что прошлое нас
не интересует. Не забывай прошлое, чтобы не наделать в будущем
таких же ошибок. Такими словами вопиет к нам древность, но
кто сейчас обращает внимание на эхо древней мудрости, а зря.
Были бы умнее.
Любое общество движимо идей, идея возвышает, помогает преодолеть
многие препятствия, влечет к самопожертвованию. Наша историческая
родина, к сожалению, оскудела на идеи, ибо даже сегодня искусственно
надутый национализм строится на ржавой платформе СССРовской
политики и подается под всевозможным соусом народу, без видимых
жизненных изменений в лучшую сторону последнего. Опять с призывами
"Из тьмы к свету", но и я призываю к свету. К ясному, беспощадному
свету критического самопознания. Надо начинать диалог с народом
с критики самих себя, как бы не парадоксально это звучало.
Именно русским человеком не по паспорту, а по духу я стал
именно здесь, за границей. Только здесь я стал серьезно задумываться
не только над своей судьбой, но и России. Живя в России, просто
не хватало времени на это. Именно здесь я стал искать и нашел
ответы на многие из вопросов, на главнейшие вопросы - как
великая Российская империя закончила свое существование, превратившись
в пародийно великий СССР, а затем в искусственно выведенное
демократическое царство с культовым душком? кто виновник всего
помимо интеллигенции, любившей Вольтера, но презиравшего Ломоносова,
боготворившей Моцарта, но отвергавшей Мусоргского?
Василий Федорович Иванов писал в 30-х гг. 20 века: "Нас,
подданных Российской империи, намерено разделяют. Мы находимся
в чужих руках, мы находимся под чужим влиянием. Все несчастья
России в том, что свыше двух столетий она делала и делает
по сей день чужое дело". Добавлю, что нас заставили путем
ложного сравнения принять именно то, что Россия не должна
была принимать, так как принятое чужое инородное, подчас гнилое,
затемняло нам наше зрение. Не позволяло нам видеть нашего
настоящего русского пути. "Да, наш русский путь, - восклицал
великий национальный пророк Достоевский, - путь ко все миру
лежит не через Европу, а через нашу национальность". "Европа
не знает нас, да потому что она не хочет нас знать", - вторил
ему русский мыслитель Данилевский.
А Россия? Знает ли она своих граждан? Вряд ли. Я не говорю
о нас, эмигрантах, волею судьбы разбросанных по миру, но,
если судить по недавним нападкам на эмиграцию, то мы, эмигранты,
- или сбежавшие мафиози, или моральные уроды. В общем, не
дети России, а незаконнорожденные пасынки. Не сметь судить,
суд за богом, не за людьми. "Не всякий, называющий себя русским
патриотом, живет в самой России", - примерно так писал Набоков
в эмиграции. Я смело могу утверждать, что мы, эмигранты, не
менее тех, кто живет в России, любим свою родину. Так как
любовь наша бескорыстная, в основном не взаимна и не оплачивается
из бюджета России. Мы живы Россией, иначе не говорили бы о
ней, не болели бы за нее. Иначе бы просто плюнули в нее и
забыли ее как мачеху, забыли о ее существовании, превратившись
в интернациональное и безликое стадо. "Счастливую и великую
родину, - писал Розанов, - любить невелика вещь. Мы ее должны
любить именно, когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа,
наконец даже порочна, именно когда наша мать пьяна, лжет и
вся запуталась в грехе". Сегодня появилась возможность сберечь
нашу национальность, а значит в очередной раз показать любовь
к исторической родине. Пусть здесь за рубежом, но служить
ей верой и правдой, словом и делом.
Наконец, открыто зазвучал вопрос о русскоязычной общине.
И пусть зачастую приходится видеть среди эмигрантов ухмылочки
и ядовитые взгляды, слышать нелестные отзывы и нелепые сравнения,
когда разговор заходит об объединении, она уже живет - и это
факт, фактище неоспорим. В наших силах создать именно то,
что никто не пытался создать в таком масштабе - объединенную
общину народов, говорящих на русском языке. В наших силах
сделать так, чтобы самый неверящий поверил в нужность и необходимость
ее существования. Трудно, да, но не невозможно. Ибо нет ничего
невозможного для человека или организации, если помыслы их
чисты, а деяния правильны.
Подумайте, нас за границей почти 10 миллионов, это целая
страна, так начнем разговор с гражданами этой эмиграционной
страны именно со слов: "Прости нас, интеллигенцию, народ наш,
поверь в наши добрые помыслы, но, доверяя, можешь проверять,
ибо община, прежде всего, - это ты, народ". Разъяснение вместо
заманиваний и зазывов, разумный подход к строению общины вместо
пустых и набивших оскомину обещаний, и пусть живет долгие
годы на радость и помощь всем, говорящим на великом русском
языке, первая европейская объединенная община в чистых деяниях
и светлых помыслах, не отрекаясь от самой России, даже если
Россия вновь отречется от нас.
Простите, я слишком часто употреблял слова Россия, русский,
но я русский, был, есть и буду до гробовой доски. Для меня
не существует разницы между русским, украинцем и белорусом,
между грузином и армянином, таджиком, мы все дети великой
и могучей в прошлом Российской империи, и сегодня нас объединяет
не только память, но и язык, на котором мы говорим, и который,
слава богу, не забываем. Русский - наш язык! Спасибо.
Воронов: Саша, спасибо большое за такое мощное, творческое,
эмоциональное выступление. Передаю слово Вагану Карапетяну.
|