|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Кое-что о частных школах
для детей
Для иностранцев ирландская система образования поистине темный лес. И это основано лишь на том, что иностранцы пытаются понять это через призму сравнения с системой образования своей страны. Но в Ирландии не любят сажать деревья ровненько в рядок, и подстригать их на один манер. Это в России, Германии, Украине, или во Франции - министр просвещения точно знает, на какой странице открыты сегодня учебники на уроке географии в третьем классе, или на уроке математики - в седьмом. У ирландцев же не заложена такая жесткая регламентация. У ирландских школ нет общих программ. Все школы существуют сами по себе, как деревья в смешанном лесу. Зато хочешь - сядешь под дубом, хочешь - устроишься под кедром, или березой. То есть школы дают широкий выбор и для родителей, и для учащихся. Внешне система образования в Ирландии делится на три уровня.
- национальные общеобразовательные школы, бесплатные; - частные общеобразовательные учебные заведения, платные. Безусловно, неоспоримым фактом является то, что в частных школах формируется будущая элита общества. Назначение таких школ - воспитать джентльмена. Назначение джентльмена - возглавить и повести за собой людей. Если национальные бесплатные школы существуют в Ирландии, в том виде,
в котором они есть сейчас, практически только с начала 1960-х годов XX
столетия, то частные школы существуют в Ирландии со средних веков. Например: Эти школы давали классическое образование, необходимое для публичной карьеры, каковой в ту пору считалась деятельность служителя церкви или государственного чиновника. В настоящее время в Ирландии в частных школах учатся лишь около 3 - 4 % учеников, от их общего числа. И все же влияние частных школ на систему образования, на общественно-политическую
жизнь страны, на национальный характер - чрезвычайно велико. В средневековых школах делался упор на совершенствование духа, и важнейшим
рычагом для этого служила религия. После школьных реформ, которые прошли
примерно сто - сто пятьдесят лет тому назад, в публичных школах была поставлена
основа формирования характера, используя для этого множество рычагов воспитания,
включая спорт. При формировании характера закладываются следующие основы
воспитания: Примерно в той последовательности, в которой они перечислены. При этом внимание на спорт акцентируется не только как на физическое развитие и закалку, но и как на средство воспитания определенных черт характера воспитанников. В частных школах над индивидуальными видами спорта доминируют спортивные игры, то есть состязания соперничающих команд (Например, регби в Blackrock College, или в Castleknock College). Соперничество команд является эффективным средством воспитания “командного духа”, умение подчиняться дисциплине. Это в будущем позволяет воспитанникам глубже и гибче интегрироваться в современную высоко конкурентную жизнь. Как в коммерческих структурах, так и в государственных аппаратах. Хороший игрок в составе команды приобретает задатки руководителя “команды”, которые ему пригодятся на любом поприще. Спортивная этика, основанная в принципе на средневековом рыцарском кодексе чести, дающая понятие “честной игры”, является одним из нравственных важнейших принципов, мерилом порядочности. Командное соперничество на спортивных площадках является значительным дополнением к воспитанию посредством изучения необходимых предметов знаний - математики, грамматики, истории, литературы, и так далее. В дополнение к воспитанию спортивной этики, в ирландских частных школах культивируется система старшинства среди воспитанников, внутренней субординации. Эта субординация наделяет старшеклассников значительной ответственностью за младшими, в спорте, и в учебе, и в повседневной школьной жизни. Безусловно, это действительно способствует значительному развитию чувства ответственности за младших, оказанию им, при необходимости, соответствующей помощи. И при этом одновременно обучает дисциплине, как старших, так и младших - умению руководить и подчиняться. Суровый закон умения руководить, и умения подчиняться, соответственно существующих субординаций, обычаев и традиций, несомненно полезен воспитанникам в современной жизни. Директора частных школ практически независимы от ирландских государственных административных органов национального образования. То есть именно директора, по своему усмотрению, подбирают преподавателей, и определяют содержание учебных программ их частных школ. Именно директор формирует основы воспитательных принципов, которые будут создавать из детей человеческие модели, являющиеся лицом школы, их конечным продуктом. Своеобразной визитной карточкой, как школы, так и его выпускников (Господин “Х” окончил такую-то частную школу! Дочь господина “Y” учиться в такой-то частной школе!). Система воспитания некоторых конкретных частных школ требует постоянного
проживания ученика в школе, на основе интерната. Подразумевая под этим
то, что лишь совместная жизнь в стенах школы-интерната может привести
к тому тесному и глубокому знанию друг друга, при котором эффективно прививаются
качества и подчиненного, и руководителя. Повседневные спартанские условия жизни воспитывают твердость духа, выносливость, самообладание, и иные ценные качества характера. Особую значительную роль, в частных школах, играют внутри школьные организационные ученические структуры, и дискуссионные клубы. Они специально предназначены для того, чтобы со школьной скамьи прививать детям навыки профессиональных руководителей. Во всей своей деятельности, начиная от выборов руководящих органов, до процедур дебатов и голосования, эти внутри школьные организационные ученические структуры, и дискуссионные клубы, полностью имитируют такие структуры, как парламент, органы Правосудия, фондовые рынки, с подобными же регулирующими правилами, обычаями и традициями. - как использовать соперничество школьных классов, чтобы нейтрализовать
личных соперников; Все приемы, формы и методы борьбы абсолютно на полной серьезной основе постигаются в частных школах на практике. Успехи внутри школьной карьерной деятельности зачастую считаются куда
более важным залогом успеха ученика в его будущей жизни, чем диплом с
отличием. В частных школах учат отнюдь немаловажному искусству полемики
- способность сочетать эрудицию с находчивостью. Умению стойко и убедительно
излагать свои аргументы, и парировать доводы противника. Существуют сети друзей научных обществ, спортивных клубов, социальных структур, военных полков. Но наиболее престижными считаются “сети старых школьных друзей” частных школ. Принадлежность к той, или иной “сети старых школьных друзей” позволяет судить не только об образовании человека, но и о достоинствах его характера, о круге его знакомств, о его связях, словом, является свидетельством принадлежности к особой, избранной части социальных слоев. Человек, являющийся воспитанником той, или иной частной школы, знает,
что он накрепко присоединен к “сети старых школьных друзей”, которая всегда
ему будет опорой. Частные школы больше, чем другие, напоминают династические клубы для политических деятелей, юристов, творцов фондовых рынков. “В такой то школе учился его дед, отец, он сам. А сейчас здесь учится его сын, или внук”. Питомцам частных школ прививают такие качества, как невозмутимость и самообладание, находчивость профессиональных политиков, уверенность в том, что их удел - управлять и координировать другими. Многие ирландские родители (да и иностранцы, включая такие страны, как Великобритания, США, Россия, Украина, и т.п.) мечтают устроить своих отпрысков в “соответствующей частной школе”. При этом родители, прежде всего, думают не только о том, чему же научат их ребенка в частной школе. Ибо классическое среднее образование частной школы дает сравнительно мало практической пользы, по отношению к иным национальным школам. Родители думают о воздействии, которое окажут частные школы на характер их ребенка. О манерах поведения, которые будут привиты к ним до конца их жизни. О будущем особом произношении английского языка ребенком. О его выговоре, который проявляется буквально с первого слова, и который можно выработать только с детства, в течение нескольких лет. Родители думают о будущих друзьях ребенка, которых он приобретет среди своих одноклассников. О самой “сети старых школьных друзей”, которая будет значительно помогать их детям в их последующей жизни. Одно время существовало мнение о том, что альтернативная возможность учиться в Ирландии бесплатно обрекут дорогие частные школы на вымирание. Но эти рассуждения оказались преждевременными. И хотя ежегодная плата за обучение в ирландских частных школах в среднем перевалила уже за 8000 фунтов (а в некоторых школах и за 10 000 - 16 000), устроить в частную школу ребенка стало еще труднее, чем это было раньше. Готовность родителей идти на любые жертвы ради того, чтобы их ребенок влился в “сеть старых школьных друзей”, а затем окончил один из престижных университетов, порождаются далеко не только лишь одним снобизмом, но и жизненной реальностью. Ныне в моде разговоры о том, что привилегированные частные школы и привилегированные университеты уже не играют былой роли. Отрицать эти утверждения, скорее всего, неверно. Однако куда более ошибочно было бы считать, что их роль сошла на нет. Неоспоримым фактом является то, что обладатели “сети старых школьных друзей” имеют в 35 раз больше шансов поступить в привилегированный университет, чем окончившие бесплатные общеобразовательные школы. Так же неоспорим факт того, что обладатели дипломов университетов - ирландского Триннити Колледжа, или Оксфорда и Кембриджа, значительно преобладают как в политических государственных структурах внутри стран, так и на общеевропейском уровне. Не говоря уже и об иных ключевых структурах коммерческих и общественных направлений. А ведь в этих знаменитейших университетах учатся всего лишь только около 4% всех студентов высших учебных заведений на английских островах. То есть, неоспорим факт того, что именно обладатели “сети старых школьных друзей”, обладатели дипломов ирландского Триннити Колледжа, английского Оксфорда и Кембриджа имеют самый надежный ключ к успешной карьере.
|