|
|||||||||||||||||
© Захаров В.Н. [email protected]
Агиографические тексты говорят об отдельных ирландцах, уже в начале VII века проповедовавших Евангелие славянам [1], однако достоверные сообщения об ирландских клириках в славянских землях относятся ко второй половине века VIII-го. В 767 году Баварский герцог Отилон предоставил ирландцу Вергилию ( в ирландских источниках упомянут как Fergil, Feirgil - аббат монастыря Aghaboe,в совр. Co.Queens, он же - Virgilius Geometer, ум. в 784 г.) руководство Зальцбургской епархией, и он управлял этой епархией, будучи аббатом Зальцбургского монастыря Св. Петра. Вергилий организовал ряд успешных миссионерских экспедиций к баварцам и славянам - хорутанам, и поздние зальцбургские летописцы называют Вергилия "апостолом Каринтии"[ 2 ]. А.В. Исаченко и другие историки приводят доказательства миссионерской работы ирландцев среди славян вплоть до прибытия святых Мефодия и Кирилла [ 3 ]. Реальные условия для тесных контактов ирландских монастырей с Киевской Русью появляются только в XI веке. В это время во множестве возникают госпиции и монастыри скоттов по берегам рек Рейн, Майн и Дунай. В 1075 году в Регенсбурге, имеющим давние традиции торговли с Киевом [ 4 ], была основана ирландская обитель у церкви Weih St.Peter. Ей руководил бенедиктинец Мариан, в ирландских источниках упомянутый как Muiredach mac Robartaig (ум. ок.1088). На этом же месте вырастает монастырь Св. Якова, освещенный в 1111 году, а в 1215 году ставший центром ирландской бенедиктинской конгрегации в Германии [ 5 ]. Ирландцы проявляли немалую активность. Живя, в основном, благочестивыми дарами и перепиской книг, они в равной степени не пренебрегали коммерцией и выполнением дипломатических поручений. Роль тайных посланников они играют в период противостояния с одной стороны - германского императора Генриха IV (1084-1106) и антипапы Климента III (1084-1100), а с другой стороны - пап: Григория VII (1073-1085), Виктора III (1086-1087) и Урбана II (1088-1099). В эту сложную политическую игру были также вовлечены Чехия, Польша и Русь. Польский историк Парчевский (в 1924 г.) сообщает о множестве ирландских имен, встречающихся среди духовенства в польских источниках конца XI в.[ 6 ] В сборнике Пеца сохранилась переписка Генриха и антипапы Клемента с их союзником, королем Чехии Вратиславом II (1085-1092). Там же приведено и письмо регенсбургских ирландцев, явных сторонников императора, с просьбой оказать содействие их тайному посольству в Польшу [ 7 ]. Позиция Киевского князя Изяслава Ярославовича в этом споре не отличалась постоянством, но некоторое сближение с императором наступает после восшествия на стол Всеволода Ярославовича, князя в 1078-1093 гг. Известно, что в 1088 (или 1089) году состоялось посольство от антипапы к Всеволоду и митрополиту Киевскому Иоанну II (до 1077/78-1089) с предложением церковной унии . Вероятно, к этому же времени относится и путешествие в Киев некоего монаха из регенсбургского дома Св. Якова. В "Житии Св. Марианна Скотта"( Vita S.Mariani Scoti, создано в 1180-е гг.[ 8 ] ) говорится: Tunc quidan de fratribus loci eiusdem, vir industrius et in rebus agendis eruditissimus, nomine Mauricius, solus cum solo puero comite per devia mundi, spiritus sancti ductante cum gratia, ad Regem Russiae, perveniens, ab eodem rege ac Principibus urbis ditissimae Chios de ferinis pellibus pretiosis valentibus centum marcas recepit, atque easdem vehiculis ferens cum negotiatoribus Ratisbonam pacifice pervenit: ex quarum pretio claustri aedificia, tectum quoque monasterii factum est [ 9 ]. ( Один из братии этой обители, муж многоопытный и в делах весьма искуссный, именем Маврикий, в сопровождении только мальчика, по бездорожью мира ведомый милосердием святого духа, прибыл к Королю Руси, получил от этого короля и от Знатных богатейшего города Киева (Chios) на сто марок драгоценных мехов и, погрузив их на повозки, благополучно добрался с купцами до Регенсбурга: на эти деньги были закончены постройки монастыря и крыша собора [10]. ) Российский историк М.Э. Шайтан (в 1925 г.) датировал путешествие Маврикия 1089 годом [11]. А.В. Назаренко ( в 1999 г.) придерживается даты 1110 - х годов [12]. Каких- либо дополнительных сведений о пребывании Маврикия в Киеве в научной литературе нет. М.Э.Шайтан сделал предположение об особой дипломатической миссии этого монаха: по поручению Генриха в связи с его женитьбой на Епраксии - дочери Всеволода и овдовевшей маркграфине Саксонской, а так же по вопросу унии с антипапой [13]. Энергичная деятельность первых аббатов позволила ирландцам приобрести новые участки земли и добиться от властей охранительных грамот. В поисках средств один из преемников Мариана - Христиан, даже тайно пробрался в Ирландию, где ему удалось получить от сочувствующих королей 200 марок серебра [14]. К середине XII века конгрегация Св.Якова насчитывала около 70 домов. В их числе монастыри в: Вюрцбурге (1131), Эрфурте (1136 ?), Нюрнберге (1130-1140 ?), Констанце (1142), Вене (ок.1156-1158), Меммингене (1178), Энштатте (1183) и Кельхайме (1231). В самой Ирландии для набора рекрутов был основан дочерний монастырь в Роскарберри в совр. гр.Корк [15]. Среди нескольких "латинских" церквей Киева, принадлежащих факториям западных купцов [16], наибольший интерес для нас представляет обитель Св. Марии. Упомянута она в сопроводительном послании аббата бенедиктинского монастыря Св. Марии в Вене от 4 января 1242 г. (само послание включено в приложение к "Великой Хронике" англичанина Матвея Парижского, сер.XIII в.). Там сказано: Religiosis viris et universis sanctae matris Ecclesiae fidelibus, praesens scriptum visuris vel audituris, F. Dei gratia humilis abbas Sanctae Mariae, totusque conventus ejusdem loci, ordinis Sancti Benedicti, in Hungaria commorantes, consolationem Paracliti cum salute quam promeruit Sanctus Benedictus, et gloriam sempiternam. Latores praesentium fratres B. et J. sacerdotes, domus nostrae monachos, vestrae commendamus caritati, quos de claustro Sanctae Mariae in Ruscia in Hiberniam transmittimus, gratia commorandi. Et hoc per inopinatum adventum Tartarorum, qui dicuntur Ysmaelitae, proh dolor !...[17] ( К священнослужителям и всем верным святой матери Церкви, которые увидят или услышат сие послание, [ обращаются ] Ф., Милостью Божией смиренный аббат монастыря Святой Марии, и все здешнее братство ордена Святого Бенедикта, находящееся в Венгрии. Да пошлет вам Дух Святой утешение, спасение, которое принес вам Святой Бенедикт, и вечную славу. Подателей сего братьев-священнослужителей Б. и Й., монахов храма нашего, которых мы посылаем из монастыря Святой Марии в Русции в Гибернию для пребывания там, мы вверяем вашей милости . И это мы вынуждены сделать из-за неожиданного нашествия татар, о которых говорят, что они измаильтяне, о горе! ...[18] ) Исследований по поводу дальнейшей судьбы этих братьев, идущих, согласно письму, из Руси в Ирландию, в отечественной науке не предпринималось. О документе: польский историк В.Абрахам (в 1904 г.) полагал, что послание исходит из самого киевского "ирландского" монастыря [19]. Вероятно, этот же монастырь возглавлял польский доминиканец Яцек Ондрвожа, он же Св. Гиацинт (Иакинф) (1183-1257). Согласно "Житию Св. Гиацианта" [20], ок. 1228 г. он принял в Киеве под свою руку монастырь в честь Преславной Девы. Киевская церковь Св. Марии упоминается и в польской хронике Яна Длугоша [21] в связи с изгнанием доминиканцев из Киева князем Владимиром Рюриковичем (1223-1235) в 1233 г. ( По изысканиям Н.Закревского ( в 1868 г.) церковь и монастырь Св. Марии находились в Киеве на Оболони, точнее в Копыревом конце, на скрещении дорог во Львов и Вышгород, на том же месте, где в XVII в. польские доминиканцы построили монастырь Св. Николы, обращенный в 1691 г. в православный Петропавловский монастырь, переданный Киево - Братской школе [22].) Действительно ли монахи дома Св. Марии в Киеве были первыми и единственными ирландцами, оказавшимися на Руси ? Поставим и более общий вопрос. Какие из многочисленных фактов западного, "латинского", влияния, или предположений о таковом, в русских средневековых памятниках можно отнести именно к так называемому кельтскому, или ирландскому, христианству? Ответы современной науки не исчерпывают любопытства. Попытка установить истину об ирландцах на Руси сопряжена с огромной палеографической работой, предполагающей объединение усилий историков нескольких стран. Выявлению же "ирландского" влияния в древнерусском христианстве посвящены отдельные теоретические выкладки российских авторов. Ниже мы вкратце рассмотрим некоторые из них. Заметим, что какого-либо исследования по нахождению "соответствий" между "кельтским" влиянием в русских источниках и достоверными сведениями о деятельности ирландских ( или британских ?) клириков в сопредельных землях так же не опубликовано. |
|||||||||||||||||
|