|
|||||||||||||||||
© Захаров В.Н. [email protected]
Разумеется, через славянские страны на Русь проникала не только византийская, но и, главным образом, Западноевропейская культура. Из Среднего Подунавья могли прийти неортодоксальные традиции , связанные с ирландскими клириками. Вернемся в XII век. В 1130-1140 гг. доместиком (регентом хора) новгородского Антониева монастыря был иеромонах Кирик (1110 - ранее 1156), математик, астроном и писатель. Сохранились два его сочинения: 1. "Се естъ въпрошание Кюриково, неже въпроша иепископа Ноугородьского Нифонта и инех" (ок. 1136 г., сохранилось в манускрипте XIII в. и позднейших )[52]; и 2. "Учение, имже ведати человеку числа всех лет"[53] ( работа о Пасхалии ). "Вопрошание" давно привлекает внимание историков формулировкой вопросов. Вопрос 76-й касается возможности замен епитимий заказными литургиями. При этом Кирик составил расчет: 10 литургий заменяют 4- месячную епитимью, 20 - восьмимесячную, 30 - годовую. Откуда мог возникнуть и Кирика такой вопрос? Н.С.Суворов показал, что эта статья не может соответствовать греческой практике, а на европейский континент подобные обычаи привнесли ирландцы, в частности, Колумбан в VI веке. Позже Н.К. Никольский выявил источник вопроса - это установление Св. Бонифация, "апостола Германии" (672/675 -754) . Однако посредство он видел в моравском источнике " Св. Апостол" правило , являющимся переводом установлений Бонифация, а так же в югославянском епитимнике "Заповедь и устав Св. Отец". К последнему близок и "Закон судный людем", очевидно, моравский по происхождению. При этом, по мнению А.Г. Кузьмина, в "Законе" явно просматривается ирландско-британская в своей основе практика: - публичные покаяния с прохождением по степеням, |
|||||||||||||||||
|