|
|||||||||||||||||
© Захаров В.Н. [email protected]
Одно из самых ранних письменных сообщений, заслуживающих наше внимание, это летописное сказание об основании Киевского Печерского монастыря (1051 г.). Существуют три версии: - "Житие Феодосия Печерского" за авторством Нестора ( до 1088 г.) [23], В Житии Феодосия сказано, что монастырь был создан, когда у Антония собралось 15 человек, однако согласно Повести Временных Лет их было 12. Это небольшое расхождение может иметь принципиальное значение, так как только ирландские церковные правила требовали для основания монастыря наличие 12 "иноков"[26]. В Киево - Печерском Патерике сохранился эпизод, наводящий на мысли о некоем еретическом влиянии за стенами монастыря. Фрагмент под заголовком " О Никите Затворнице, иже по сем бысть епископъ Новуграду. Слово 25 " повествует об иноке Никите, бывшем там в дни игумена Никона и пожелавшем против его воли уйти в затворничество. Сказано, что никто не мог померяться с ним в знании Ветхого Завета, он весь его знал наизусть, Евангелие же и Апостол он не хотел ни видеть, ни слышать, ни читать; из чего все поняли, что он прельщен врагом. ( "и быть разумно всем от сего, явно прельщен есть от врага" ) [27]. Здесь могут быть приведены определение аналогии в практике ирландских миссионеров, порицаемых Римом за увлечение ветхозаветной тематикой. В сходную ересь впал и другой брат из этого монастыря, именем Лаврентий, владевший древнееврейским, латинским и греческим языками. Усилиями преподобных отцов Никита избавился от "беса" и позабыл "жидовскыа книгы ". Впоследствии он был поставлен епископом Новгорода, где "сотворил много чудес" [28]. |
|||||||||||||||||
|