ЗАКАЗАТЬ ТУР | Литература | Медиа-общее | Медиа-Россия | Медиа-Ирландия | Фотогалереи | Достопримеч-ти | Легенд. судьбы
Монахи-scotti и вопрос о "кельтском" влиянии в христианстве Руси XI-XIII вв.

© Захаров В.Н. [email protected]

Введение
Первые ирландцы на Руси
Основатели храма в Киеве
"Кельтское" христианство
Каменные кресты
Русь - западноевропейская
"колокол" от "clocc"
Ирл. клирики в Балтии XIIIв
Заключение
Список литературы
Приверженцы "кельтского" христианства

Потенциальным источником определенного западного христианского влияния считаются варяги, наемные воины, служащие на Руси (вX-XI вв.) и в Византии ( в X-XII вв.), приходившие со Скандинавии и, возможно, некоторых стран южного балтийского берега [29] . При всей очевидности скандинавского происхождения варягов, отдельные историки пытаются обнаружить их вероятные кельтские связи. Так, проф. А.Г. Кузьмин обратил внимание на отдельные "варяжские" имена из договоров Игоря с Византией ( 945г.), и другие характерные имена в древнерусских памятниках : Туад, Тудор, Адун, Алдан, Мона, Кара и пр. Указав на их кельтскую этимологию, А.Г. Кузьмин не исключил и возможность усвоения этих имен германской языковой средой [30].

Этот же историк рассматривает описание (ок. 1075 г.) Адамом Бременским города Волина ( слав.Volin, герм. Jomna ), своеобразного начала "Пути из Варяг в Греки",находящегося у эстуария р.Ордер, ( о "варягах", в частности, см. "Сага о Йомских викингах", Jomsviknga saga ). Плавание под парусами от Волина до Новгорода, согласно Адаму Бременскому, занимало две недели. Христиане-"греки" пользовались всеми правилами в Волине, тогда как христиане-саксы - приверженцы римской церкви, подвергались гонениям от язычников. В Волине же имелся и "греческий огонь". По мнению А.Г.Кузьмина, "греками" в столь отдаленном от Византии регионе могли назвать только ирландцев [31]. Действительно, понятия "греки" и "ирландцы" нередко, хотя и не всегда, тождественны для авторов западноевропейского средневековья.

Отдельный пример об ирландцах и "греках": Gerald, епископ ( 963-994 ) города Toul , поддержал своими средствами ирландцев и позволил им собираться ежедневно в его капелле, вместе с греками (которым он также покровительствовал), но у разных алтарей, и вести службу на манер их родины"[32].

Определенное отношение к церковному влиянию на Русь имеет Олаф Трюггвасон, норвежский конунг (995-1000) . По версии саг он отправился в Грецию для приобретения истинной веры. Из Греции, по просьбе Олафа, на Русь явился епископ Павел и крестил князя Владимира с княгиней Алогией ( Ольгой ?) и весь народ. Однако, затем Олаф вновь уехал на разбойный промысел в Западные моря и принял ( вторичное ?) крещение от одного монаха в Англии. Сохранилось так же придание о том, как Олафа подобрала ладья и он уплыл то ли в Грецию, то ли в Сирию, где и жил отшельником в монастыре [33]. А.Г.Кузьмин усматривает в этом повествовании вероятное искажение первоначальной версии саги и допускает некоторое, опосредованное через Британию, воздействия "кельтского" христианства на варягов. Одна немаловажная деталь: в рассказе об Олафе ни разу не упомянут Киев. Русь названа термином "Хольмгардия".

Новгород, Holmgardr скандинавских источников, на протяжении всего Средневековья поддерживал тесные контакты с западноевропейскими странами. В этом городе, так же как и в Киеве, стояли неправославные храмы, принадлежащим факториям иноземных купцов. Так, церковь Олава Святого, конунга Норвегии (1014-1028), известна уже по среднешведской рунической надписи 1070-1090 гг.[34] Имя Олава упоминается в одной известной на Руси молитве , в которой наряду с Кириллом, Мефодием [35] и скандинавским святыми Магнусом, Канутом, Албаном и Ватулфом, помещен так же и чешский святой Войтех . Албан (ум. 1072) и Ватулф (в монографии А.Г.Кузьмина данные не указаны ) - англосаксы. Проникновение культа английских святых на Русь связывается с женитьбой в 1074 (или 1075) г. Владимира Мономаха [36] на Гите - дочери последнего англосаксонского короля Гаральда. Историк М.Ф. Мурьянов предположил, что в свите невесты обязательно должен был наличествовать священник - англосакс: для совершения перед венчанием ритуала исповеди и причастия Гиты, разумеется, не владеющей русским языком [38].

Важно, что события в Англии второй половины XI века отразились на национальном и, предположительно, на "конфессиональном" составе варяжских дружин. Ранее мы указали на вероятную связь варягов с представителями британского духовенства. Теперь, опираясь на византийские источники, можно говорить о явном британском элементе в наемных отрядах Константинополя. Иоанн Фракийский Скилица (после1040-после1100) применительно к событиям 1056 г. дает глоссу к слову "варанги": " Варанги по происхождению кельты, служащие по найму у греков..." (текст дошел в компиляции Кедрина, XII в., и в латинском, венецианском, переводе Скилицы) [38]. Никита Хониат (ок. 1155-1217) упоминает "секиронских бриттов, которых теперь называют англичанами"[39]. Интересующие нас сведения о национальном составе наемников содержится так же в византийских императорских хрисовулах (грамотах на определенные привилегии ) XI - XII вв. В них сказано о " варягах, русских, франках, инглингах, сарацинах" и пр.[40]

Причиной наплыва Англо-саксов (и британских кельтов ?) в наемный корпус византийской армии историки традиционно считают нормандское завоевание 1066 г. Кроме того, отдельные авторы выдвигают тезис о варягах - эмигрантах; приверженцах "кельтского" христианства, покинувших Британию после обращения папы Григория VII к ирландской церкви в 1085 г.[41]

Религиозное влияние Гиты Гарольдовны могло сказаться и на Мстиславе - ее сыне, Новгородском князе в 1088-1117 гг. Одним из наиболее удивительных тому примеров может служить культ Антония Римлянина. Согласно "Житию", в 1106 году Антоний молился возле Средиземного моря, но неожиданно оторвавшаяся от берега скала за трое суток примчала его в Новгород. Несколькими днями позднее сюда же прибило бочку с ценностями, принадлежащими Антонию. На эти средства с благоволения епископа Никиты, ранее упоминавшегося нами, началось строительство монастыря. К 1117 году на месте чудесного прибытия был построен храм Рождества Богородицы. До сих пор у входа в этот храм лежит Антониев камень. Заметим, что в типологическом отношении Житие Антония Римлянина не совпадает ни с одним из древнерусских памятников. Плавание на камне являлось характерной особенностью кельтских святых [42]. М.Ф. Мурьянов высказывал мысль о содействии князя Мстислава в деле основания этого монастыря, опять-таки, вероятно, связанного с британскими клириками [43].

Экономические связи Новгорода могли подтолкнуть Мстислава к сотрудничеству не только с иноверным купечеством, и духовенством. Определенную информацию об этом содержит литературный календарь Мстиславова Евангелия (начало XII в.), предназначенного для Благовещенской церкви. Даты поминовения Св. Бенедикта Нурсийского, указанные в нем, не только 14 марта, иногда встречающиеся в православных месяцесловах, но и 21 марта, когда его чествует только латинский мир. Реально допустить, что князь Мстислав, наполовину англосакс, к тому же женатый на шведской королевне, будучи в противостоянии с епископом и боярами, нуждался в политической поддержке и деньгах бенедиктинцев [44].

 
ЗАКАЗАТЬ ТУР | Литература | Медиа-общее | Медиа-Россия | Медиа-Ирландия | Фотогалереи | Достопримеч-ти | Легенд. судьбы
Правовая информация | Реклама | Новости | Дизайн | E-mail | Copyright © Ikaria Associates

 

Загружается