|
|||||||||||||||||
© Захаров В.Н. [email protected]
Малоизученный и весьма спорный предмет - каменные кресты русского Северо-Запада.
Форма этих крестов до определенной степени повторяет ирландские "высокие кресты". Русские кресты так же вписаны в круг, однако их "лучи" (или "ветви") лишь незначительно выходят за пределы, собственно, круга, а вертикальный "ствол" при фронтальном рассмотрении напоминает трапецию, в отличие от прямоугольного "ствола" ирландских крестов. За редким исключением эти кресты не отличаются мастерством исполнения и не содержат резного орнамента или изображения библейских сцен. Датировка крестов XIII- XV вв.; материал - разновидности песчаника; размеры варьируются по высоте прибл.от 50 до 100 см; область их распространения - Новгород и прилегающие земли. В Новгороде такие, "закладные", кресты помещены в ниши в стенах церквей (Федора Стратилaта на Щиркове улице (1294) [45], Спаса на Ковалеве (1345), Федора Стратилaта на Федоровской улице (1361), Спаса на Ильине (1374), Рождества Богородицы на Михалице (1379), церкви Сретения Антониева монастыря ( XIV в.), Андрея Стратилатa , Волотовой Успенской церкви, Воскресенья на Мячине, Дмитриевой, Двенадцати апостолов, Знаменской, Ковалевской, Лазаревской, Николо- Качановской, Никольской часовне, Петропавловской на Софийской стороне, Троицкой Ямской, Спасо-Преображенской [46] )., а также Алексеевский крест из Софийского собора (датировка креста по Б.А.Рыбакову - 1376 г.) и Людогощинский деревянный крест в церкви Фрола и Лавра (датировка креста по Б.А. Рыбакову - 1359 г.)[47]. Отдельные кресты находились или находятся в музеях. Например, в Московском Историческом Музее [48] или в Государственном Ярославо-Ростовском музее-заповеднике [49]. Историк И.А. Шляпкин в своей монографии 1906 г., несколько устаревшей, но до сих пор не утратившей научной ценности, приводит массу аналогий подобной формы крестов, главным образом в Византии, Балканских странах, странах Юго-восточного Средиземноморья и Италии. По его мнению: ""несомненно устанавливается не западное, а византийское происхождение данного типа креста, через славянский Юг они попадают в стремящийся к церковной автокефальности Новгород, минуя Москву с ее местными оригинальными традициями... Большинство Новгородских крестов относится к XIV-XV столетиям, что вполне удовлетворительно объясняется широкой волной [ второго - прим.Авт.] южнославянского влияния... В области искусства... укажу, например, на фрески новгородской церкви Св. Феодора Стратилата, головные уборы которых воспроизводят особенности сербских афонских фресок данного времени, и на влияние окраски и очертаний югославянского орнамента на наших рукописях так же XIV-XV столетий... Славянский юг служил в это время передаточным этапом умирающей византийской культуры" [50]. Другие авторы, очевидно, не разделяют эту точку зрения. Например В.В.Седов пишет: "... вкладные" кресты, появившиеся, видимо, вследствие западного влияния (это влияние следует исследовать подробно, рассмотрев хронологию и форму крестов Новгорода и стран Балтики)..."[51]. Так или иначе, вопрос далеко не исчерпан. Многие кресты, разбросанные на удалении от города Новгорода, остаются изученными в меньшей степени нежели "закладные" кресты новгородских церквей. |
|||||||||||||||||
|