|
|
|
|
|
|
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
|
|
|
|
|
Дж.
Свифт, "Путешествие Гулливера"
Пер. с англ. под ред. А. А. Франковского
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ГУИГНГНМОВ
ГЛАВА VIII
Автор описывает некоторые особенности еху. — Великие добродетели
гуигнгнмов. — Воспитание и упражнения их молодого поколения. — Их генеральное
собрание.
Так как я понимал природу человеческую лучше, чем, по моим предположениям,
мог понимать ее мой хозяин, то мне было нетрудно приложить изображенный
им характер еху к себе самому и к моим соотечественникам, и я полагал,
что при помощи самостоятельных наблюдений мне удастся сделать дальнейшие
открытия. Поэтому я часто просил его милость позволения посещать окрестные
стада еху, на что он всегда любезно соглашался, будучи вполне уверен,
что отвращение, питаемое мной к этим скотам, предохранит меня от всякого
дурного влияния с их стороны; но его милость приказал одному из своих
слуг, сильному гнедому лошаку, очень славному и добродушному созданию,
сопровождать меня. Без его охраны я не отважился бы предпринимать такие
экскурсии: я уже рассказал читателю, какой прием оказали мне эти противные
животные по прибытии моем в страну. Впоследствии я три или четыре раза
чуть было не попал в их лапы, когда удалялся на некоторое расстояние от
дома, не захватив с собой тесака. У меня есть основание думать, что животные
эти подозревали во мне одного из себе подобных, чему я сам часто содействовал,
засучивая рукава и показывая им мои обнаженные руки и грудь, когда мой
охранитель находился подле меня. В таких случаях они старались подойти
как можно ближе и подражали моим движениям на манер обезьян, но всегда
с выражением величайшей ненависти; так дикие галки преследуют прирученную,
одетую в колпачок и чулочки, если она случайно залетает в их стаю.
Еху
с детства отличаются удивительным проворством. Однако раз мне удалось
поймать трехлетнего самца; я всячески старался успокоить его ласками,
но чертенок начал так отчаянно орать, царапаться и кусаться, что я вынужден
был отпустить его, и хорошо сделал, потому что на шум сбежалось все стадо;
но видя, что детеныш невредим (он в это время удрал), а мой гнедой подле
меня, еху не посмели подойти к нам. Я заметил, что тело молодого еху издает
резкий кислый запах, нечто среднее между запахом хорька и лисицы, но гораздо
более неприятный. Я забыл упомянуть еще об одной подробности (хотя, вероятно,
читатель извинил бы меня, если бы я опустил ее совсем): когда я держал
этого паршивца в руках, он загадил мне все платье своими жидкими желтыми
испражнениями; к счастью, мы находились подле небольшого ручья, в котором
я тщательно вымылся; однако же я не решился показаться на глаза своему
хозяину до тех пор, пока платье совершенно не проветрилось.
По
моим наблюдениям, еху являются самыми невосприимчивыми к обучению животными
и не способны ни к чему больше, как только к тасканию тяжестей. Однако
я думаю, что этот недостаток объясняется главным образом упрямым и недоверчивым
характером этих животных. Ибо они хитры, злобны, вероломны и мстительны;
они сильны и дерзки, но вместе с тем трусливы, что делает их наглыми,
низкими и жестокими. Замечено, что рыжеволосые обоих полов более похотливы
и злобны, чем остальные, которых они значительно превосходят силой и ловкостью.
Гуигнгнмы
держат еху, которыми они пользуются в качестве рабочего скота, в хлевах
недалеко от дома; остальных же выгоняют на поля, где те роют коренья,
едят различные травы, разыскивают падаль, а иногда ловят хорьков и люхимухс
(вид полевой крысы), которых с жадностью пожирают. Природа научила этих
животных рыть когтями глубокие норы на склонах холмов, в которых они живут
поодиночке; только логовища самок побольше, так что в них могут поместиться
еще два или три детеныша.
Они
с детства плавают, как лягушки, и могут долго держаться под водой, где
часто ловят рыбу, которую самки носят своим детенышам. Надеюсь, читатель
извинит меня, если я расскажу ему в связи с этим одно странное приключение.
В одну
из моих прогулок день выдался такой жаркий, что я попросил у своего гнедого
провожатого позволения выкупаться в речке. Получив согласие, я тотчас
разделся догола и спокойно вошел в воду. Случилось, что за мной все время
наблюдала стоявшая за пригорком молодая самка еху. Воспламененная похотью
(так объяснили мы, гнедой и я, ее действия), она стремительно подбежала
и прыгнула в воду на расстоянии пяти ярдов от того места, где я купался.
Никогда в жизни я не был так перепуган. Гнедой щипал траву поодаль, не
подозревая никакой беды. Самка обняла меня самым непристойным образом;
я закричал во всю глотку, и гнедой галопом примчался ко мне на выручку;
тогда она с величайшей неохотой выпустила меня из своих объятий и выскочила
на противоположный берег, где стояла и выла, не спуская с меня глаз все
время, пока я одевался.
Это
приключение очень позабавило моего хозяина и его семью, но для меня оно
было глубоко оскорбительно. Ибо теперь я не мог более отрицать, что был
настоящим еху, с головы до ног, раз их самки чувствовали естественное
влечение ко мне как к представителю той же породы. Вдобавок эта самка
не была рыжая (что могло бы служить некоторым оправданием ее несколько
беспорядочных инстинктов), но смуглая, как ягода терновника, и не отличалась
таким безобразием, как большинство самок еху, на вид ей было не более
одиннадцати лет.
Так
как я прожил в этой стране целых три года, то читатель, наверное, ожидает,
что, по примеру других путешественников, я дам ему подробное описание
нравов и обычаев туземцев, которые действительно были главным предметом
моего изучения.
Так
как благородные гуигнгнмы от природы одарены общим предрасположением ко
всем добродетелям и не имеют ни малейшего понятия о том, что такое зло
в разумном существе, то основным правилом их жизни является совершенствование
разума и полное подчинение его руководству. Для них разум не является,
как для нас, инстанцией проблематической, снабжающей одинаково правдоподобными
доводами за и против; наоборот, он действует на мысль с непосредственной
убедительностью, как это и должно быть, когда он не осложнен, не затемнен
и не обесцвечен страстью и интересом. Я помню, какого труда стоило мне
растолковать моему хозяину значение слова мнение или каким образом утверждение
может быть спорным; ведь разум учит нас утверждать или отрицать только
то, в чем мы уверены, а чего не знаем, того не вправе ни утверждать, ни
отрицать. Таким образом, споры, пререкания, прения и упорное отстаивание
ложных или сомнительных положений суть пороки, неизвестные гуигнгнмам.
Равным образом, когда я попытался разъяснить ему наши различные системы
естественной философии, он засмеялся и выразил недоумение, каким образом
существо, притязающее на разумность, может вменять себе в заслугу знание
домыслов других существ, притом относительно вещей, где это знание, даже
если бы оно было достоверно, не могло бы иметь никакого практического
значения. В этом отношении мысли его вполне согласовались с изречениями
Сократа, как они переданы Платоном, и мне кажется, что, упоминая об этом,
я оказываю величайшую честь царю философов. С тех пор я часто думал, какие
опустошения произвела бы эта доктрина в библиотеках Европы и сколько путей
к славе было бы закрыто для ученого мира.
Дружба
и доброжелательство являются двумя главными добродетелями гуигнгнмов,
и они не ограничиваются отдельными особями, но простираются на всю расу.
Таким образом, чужестранец из самых далеких мест встречает здесь такой
же прием, как и самый близкий сосед, и, куда бы он ни пришел, везде чувствует
себя как дома. Гуигнгнмы строго соблюдают приличия и учтивость, но они
совершенно незнакомы с тем, что мы называем этикетом. Они не балуют своих
жеребят, но заботы, проявляемые родителями по отношению к воспитанию детей,
диктуются исключительно разумом {1}. И я заметил, что мой хозяин так же
ласково относится к детям соседа, как и к своим собственным. Гуигнгнмы
думают, что природа учит их одинаково любить всех подобных им и один только
разум устанавливает различие между индивидуумами соответственно высоте
их добродетели.
Мать
семейства гуигнгнмов, произведя на свет по одному ребенку обоего пола,
прекращает супружеские отношения, — кроме тех случаев, когда почему-либо
теряет одного из своих питомцев, что бывает очень редко; но в подобных
случаях супруги возобновляют отношения, или, если супруга больше не способна
к деторождению, другая пара дает осиротелым родителям одного из своих
жеребят, а сама снова сходится, пока мать не забеременеет. Такая предосторожность
является необходимою, чтобы предохранить страну от перенаселения. Но гуигнгнмы
низшей породы не так строго ограничены в этом отношении; им разрешается
производить по три детеныша обоего пола, которые становятся потом слугами
в благородных семьях.
При
заключении браков гуигнгнмы тщательно заботятся о таком подборе мастей
супругов, чтобы были предотвращены неприятные сочетания красок у потомства.
У самца ценится по преимуществу сила, а у самки миловидность — ценится
не в интересах любви, а ради предохранения расы от вырождения; поэтому,
если случится, что самка отличается силой, то при выборе ей супруга обращают
внимание прежде всего на красоту. Волокитство, любовь, подарки, приданое,
вдовьи доли совершенно неизвестны гуигнгнмам, и на языке вовсе не существует
слов для выражения этих понятий. Молодая пара встречается и сочетается
браком просто для исполнения воли родителей и друзей; подобные браки совершаются
на ее глазах ежедневно, и молодые смотрят на них как на необходимое действие
всякого разумного существа. Такие вещи, как развод или прелюбодеяние,
там неслыханны, и супружеская чета проходит свой жизненный путь с теми
же дружескими чувствами и взаимным доброжелательством, какие она питает
ко всем представителям своего племени, встречающимся на ее пути; им неизвестны
ревность, припадки нежности, ссоры и досада друг на друга.
Их
система воспитания юношества обоего пола поистине удивительна и вполне
заслуживает нашего подражания. Молодым гуигнгнмам не дают ни зернышка
овса, кроме некоторых дней, пока они не достигнут восемнадцати лет; им
позволяют пить молоко только в самых редких случаях. Летом они пасутся
два часа утром и два часа вечером, подобно своим родителям; но слугам
разрешается пастись только половину этого времени, и большая часть корма
приносится им домой, где они и поедают его в свободные от работы часы.
Умеренность,
трудолюбие, физические упражнения и опрятность суть вещи, равно обязательные
для молодежи обоего пола; и мой хозяин находил уродливым наш обычай давать
самкам воспитание, отличное от воспитания самцов, исключая только ведение
домашнего хозяйства; вследствие этого, по его справедливому замечанию,
половина нашего населения годна только на то, чтобы рожать детей; доверять
же заботу о наших детях таким никчемным животным, значит, прибавил он,
давать лишнее свидетельство нашей дикости {2}.
Гуигнгнмы
развивают в молодежи силу, прыткость и смелость, упражняя жеребят в бегании
по крутым подъемам и твердой каменистой почве; затем, когда они бывают
в мыле, их заставляют окунуться с головой в пруду или в реке. Четыре раза
в год молодежь определенного округа собирается, чтобы показать свои успехи
в беганье, прыганье и других упражнениях, требующих силы и ловкости. Победитель
или победительница награждаются сочиненным в честь их гимном. В день такого
празднества слуги пригоняют на арену стадо еху, нагруженных сеном, овсом
и молоком для угощения гуигнгнмов, после чего эти животные немедленно
прогоняются, чтобы вид их не вызывал отвращения у собрания.
Через
каждые четыре года в весеннее равноденствие здесь происходит совет представителей
всей нации, собирающийся на равнине в двадцати милях от дома моего хозяина
и продолжающийся пять или шесть дней. На этом совете обсуждается положение
различных округов: достаточно ли они снабжены сеном, овсом, коровами и
еху. И если в этом отношении оказывается недостаток (что случается очень
редко), он тотчас пополняется общими взносами, которые всегда принимаются
единодушно. На этом же совете производится распределение детей. Например,
если у какого-нибудь гуигнгнма два самца, то он меняется с другим, у которого
две самки; и если какая-нибудь семья лишилась ребенка, а мать его не может
больше рожать детей, то собрание решает, какая другая семья в округе должна
произвести на свет нового ребенка, чтобы восполнить потерю.
{1} «Они не балуют своих жеребят...» — Здесь и дальше излагаются педагогические
идеи века Просвещения.
{2} «...находил уродливым наш обычай давать самкам воспитание, отличное
от воспитания самцов...» — Мысль Свифта обогнала педагогические теории
его века.
|
|