|
|||||||||||||
Джеймс Джойс. "Улисс", Комментарии
Странствия Улисса
James Joyce. Ulysses. Пер. - С.Хоружий, В.Хинкис. "Избранное" (тт.1-2). М., "Терра", 1997. OCR & spellcheck by HarryFan, 27 November 2000 15. ЦИРЦЕЯ Сюжетный план. После долгого ожидания читателя, после тщательно дозированного, постепенного сближения двух линий романа линии наконец сходятся. При созданном между ними напряжении, их встреча - вспышка, короткое замыкание, грозовой разряд в мире "Улисса". Событие развертывается в грандиозную сцену, в космическую фантасмагорию. Роман достиг кульминации. Время - полночь (традиционный час кульминации событий, стоящих под знаком сил тьмы!). Проникшись к Стивену симпатией и сочувствием, Блум решил следовать за ним (в бордель за полузнакомым юношей, без его ведома и желания? и будучи не сверстником, а почти вдвое старше? и при Блумовой осторожности, когда он утром и на почту боялся зайти? - сюжетная убедительность никогда не стояла у Джойса на первом месте). В публичном доме Беллы Коэн он находит его и Линча. После беседы с девицами они вносят им плату, но вскоре за тем Стивен, пораженный видением умершей матери, ударив своею тросточкой по светильнику, выбегает на улицу; и Блум - вновь за ним. Невдалеке от заведения к Стивену привязываются двое пьяных солдат, бьют его, он падает без сознания. Появившийся Корни Келлехер улаживает конфликт с полицией, но уклоняется от дальнейшей помощи. Блум остается в ночном одиночестве над телом сонно-пьяно-обморочного Стивена. Реальный план весьма основателен, хотя "Цирцея" - самый ирреальный из эпизодов. Как всегда, налицо прочная реальность места: дублинский квартал веселых домов известен был автору преотлично. Стивена с Блумом он направляет в его средоточие, где гнездились главные заведения, из коих два принадлежали упоминаемой Блумом миссис Мак. Миссис Коэн также имелась и содержала дом по Тайрон-стрит, 82 (у Джойса - 81 в "Цирцее", но 82 - в "Итаке"), хотя в 1904 г. была уже не у дел. Даже девицы Флорри и Китти не без конкретных прототипов. Я также упоминал, что летом 1904 г. у классика была уличная стычка, после которой ему помог пообчиститься и вернуться домой первый из Блумовых прототипов, Альфред Хантер; сходный случай был с ним и в Риме. Завершается страшная месть цюрихским обидчикам-англичанам: фамилии двух последних из них, Карр и Комптон, даны пьяным солдатам. Литературный агент Джойса, Дж.Б.Пинкер (любезно предоставленный ему Уэллсом), также появляется в эпизоде, с заменою лишь патрона: он служит здесь Филипу Бьюфою. Взято из жизни множество событий, историй, реплик, вплетенных в действие; некоторые будут еще отмечены в своем месте. Многое реально и в фантазиях "Цирцеи". Роль ответчика на суде была одной из воображаемых ролей, в которых Джойс себя видел в молодости: она была частью, аспектом его общей роли художника, бросившего вызов обществу и получившего удел мученика и жертвы. Из жизни пришла и столь развернутая - к месту! - тема сексуальных извращений и комплексов. Непосредственно она построена на литературном источнике, на знаменитом романе Захер-Мазоха "Венера в мехах", благодаря которому и возникло представление о "мазохизме" как особом явлении психики. Связь с ним очень тесна; в сцене со светскими дамами, в издевательствах Белло над Блумом многое граничит с прямым заимствованием из сцен между Вандой и Северином, героями "Венеры в мехах". Но сам-то роман, тривиальный литературно, привлек интерес художника лишь вследствие интимного психологического родства. Если бы Джойс захотел, он бы легко построил все сцены не на материале Мазоха, а на своем собственном. Его переписка с Норой содержит не менее яркие образцы мазохизма: "Я хотел бы, чтобы ты хлестала плетью меня. Хотел бы, чтобы твои глаза сверкали от ярости..." "Мне хочется, чтобы ты меня нашлепала или даже отстегала... всерьез, по голому телу. Мне хочется, чтобы ты была сильной-сильной, с большой грудью, с большими толстыми бедрами. Я бы так желал, чтобы ты хлестала меня кнутом, любовь моя!" Не менее биографичны истоки и прочих мелькающих в "Цирцее" уклонений. Гомеров план имеет очевидную и наглядную основу - роль хозяйки борделя как волшебницы Цирцеи, обращающей людей в свиней (Песнь X, 135-574). Прочность этой основы позволяет автору более не заботиться о приумножении Гомеровых соответствий: согласно схеме, весь список их состоит из единственного: Белла - Цирцея. В качестве некоторого дополнения, он писал другу, что чудесное растение моли, данное Улиссу Гермесом и позволяющее ему избежать чар Цирцеи, "есть незримое влияние (молитва, удача, ловкость, присутствие духа, способность возрождения), которое спасает в несчастьях... В данном случае у него может быть много листьев - равнодушие, вызванное мастурбацией, врожденный пессимизм, чувство смешного, неожиданное упрямство в какой-то мелочи, опытность". Кроме того, явные черты сходства с Гермесом он придал Руди. Тематический план. Первый и ключевой вопрос о "Цирцее" - вопрос о статусе и строении ее реальности. Где и что происходит в эпизоде? Известен простой ответ: все, что описывает Джойс, есть либо обычная действительность, которую могла бы заснять - и именно так засняла бы - кинокамера, либо видения, галлюцинации, возникающие в сознании героев, Блума и Стивена. Надо, конечно, объяснить, отчего вдруг герои принялись столь усиленно галлюцинировать, отнюдь не проявляя прежде такой наклонности. Но причины найти нетрудно: усталость, алкоголь, возбуждение... - и в итоге, особенных проблем нет. - Все это детский разговор, однако. Если отдавать себе отчет в прочитанном, мы очень скоро поймем, что версия о галлюцинациях несостоятельна. "Никто тут не галлюцинирует, кроме нас самих" (Хьюг Кеннер). Вот первая же сцена - Блум видит умерших родителей. Это бы могло быть видением, тут нет ничего, что не может присутствовать в сознании героя, и настрой сцены соответствует постоянному настрою Блумова подсознания, его метафизическому чувству вины. И все-таки ощутима странность. То, что Джойс заботливее всего описывает, и в этом "видении" и в следующих, это - костюм. Фигуры родителей, фигура юноши Леопольда тщательно костюмированы, со множеством подобранных и продуманных деталей, - и именно эту костюмированность прежде всего акцентирует автор. Так не описывают видений. Элин и Рудольф словно наряжены для типовых ролей, для амплуа классического еврея и классической ирландки; и по этим же амплуа, без интимности, индивидуальности, но с подчеркнутой театральностью они действуют и говорят. Театральность внедрена всюду и нарочито подчеркнута: отец говорит из пьесы, на матери - наряд "вдовы Твэнки", маски площадных пантомим. Перед нами - явное "представление", маленькая инсценировка! И мы вспоминаем, что драматическая, театральная форма и есть замысел эпизода, его ведущий прием. Обычно этот прием отмечают вскользь, будто нечто внешнее: "Джойс решил придать действию форму пьесы". Однако сейчас, на пятнадцатом эпизоде, сразу после "Быков", - способен ли он так относиться к форме? как к внешнему оформлению, "слева - кто говорит, справа - что говорят"? Дудки! Драматическая форма внедрена внутрь, в глубь "Цирцеи", осуществлена в ней всерьез - и осуществлена по-своему, по-новому. Весь эпизод - пьеса из множества мини-пьесок, выстроенных в линию, нанизанных на одну нить, точно ожерелье. Итак, как положено у Джойса, вопрос об "онтологии" решается через вопрос о форме. Где и что происходит в эпизоде? В эпизоде сооружена сцена, подмостки, и на них разыгрывается большая серия малых пьес. В "строении реальности" это дает автору максимальную свободу, и он пользуется ею. Каждая пьеска имеет право на свой космос, и этот космос может быть миром галлюцинации (настоящая - но и единственная - галлюцинация в "Цирцее" - явление матери Стивена), миром стилизации (явления Блума в обличье героя Бусико или Синга) или каким угодно. Скажем, гала-представление "Половое подполье Блума" - смесь литературной инсценировки по "Венере в мехах" с визуализацией сексуальных мотивов подсознания. Многие пьесы - не реалистический, а экспрессионистский театр, с его характерными приемами "оживших метафор": яркий пример - сцены с Вирагом и Генри Цветком. Но весь ансамбль сцен - не разрозненный набор, он не рассыпается, ибо он крепко связан одним заданием. Нельзя считать сцены - "видениями", содержаниями сознания Блума и Стивена; но тем не менее каждая из них "принадлежит" Блуму или Стивену в ином, более широком смысле: она раскрывает, инсценирует внутренний мир того или другого. В совокупности же все сцены должны исчерпать этот мир, представить его полную экспликацию, развертку. Последнее слово даже можно взять за определение: "Цирцея" - развертка внутреннего мира Блума и Стивена, осуществленная в драматической форме. Такая форма органична для такого задания, не зря исстари говорили и о театре военных действий, и о театре души, страстей. Родословную "Цирцеи" можно вести от средневековых драматизированных мистерий страстей Христовых и страстей Богородицы, а ближайшие ее предшественницы - две также драматизированные вещи, "Вальпургиева ночь" Гете ("Фауст", 1, сц. 21) и "Искушение святого Антония" Флобера. Соответственно особому заданию эпизода, в нем заново проходят все образы, все темы романа. В их следовании есть своя драматургия и логика. Театр Блумова внутреннего мира открывается показом двояких, ирландско-еврейских корней героя, затем раскрывает его как социальную личность, в его амбициях политика, лидера, владыки (по Джойсу, самое поверхностное и малоценное в человеке) и движется вглубь личности, к ее интеллектуальному миру (Вираг), а затем и к потайному миру, к подполью. Вся эта пьеса из пьесок карнавальна, Джойс тяготеет к площадному театру, балагану (с той важной разницей, что его балаган - не для толпы, а лишь для смекалистых, а иногда и просто для одного себя); и финалом ее, сигналом исчезновения сценического времени и пространства, уместно служат чпок пуговицы от брюк и рявк мохнатой дыры бандерши. Но истинный финал развертки еще не здесь, ее важнейшая тема, тема отца и сына, продолжается в "реальном" пространстве, в отцовской заботе Блума о Стивене, и ее завершение есть завершение всего эпизода: явление Руди. Дополнительные планы. Орган, отвечающий эпизоду, - двигательный аппарат (не очень внятно, но можно при желании оправдать). Искусство - магия, а в более ранней схеме - танец (и то, и другое понятно). Символ эпизода - шлюха, а касательно цвета классик опять колеблется: по ранней схеме - сиреневый или фиолетовый, по поздней же - никакого. "Цирцея" писалась около полугода, в первые месяцы жизни Джойса в Париже, и была закончена к рождеству 1920 г. За это время весь эпизод прошел несколько редакций и был нацело переписан много раз, не меньше шести. Журнальная публикация романа прекратилась, и эпизод впервые увидел свет лишь в книжном издании. Блуждающие огоньки - деталь из описания Вальпургиевой ночи в "Фаусте"; гондола и маяк - из описания Александрии в "Искушении святого Антония". Девке с Кована - жители графства Каван на северо-западе страны считались народом неистовым и диким; Кутхилл, Белторбет - городки в Каване. Vidi cujuam... - не входной пасхальный псалом, но антифон, поемый во время кропления святою водою за воскресной мессой от Пасхи до Пятидесятницы, текст - из Иез 47. Один из любимейших гимнов Джойса, часто исполнявшийся им. Жест... стал бы универсальным языком - тема о языке жеста подробней развивается в "Герое Стивене", ще герой тоже пытается дать пример передачи ритма - "грациозным анапестическим жестом". Тема явно занимала Джойса, но так и не была додумана им. Даром языков - даром понимать все языки и говорить на них наделены были апостолы в Пятидесятницу, см. Деян 2, 4. В трактате "О душе" Аристотель различает первую (простую) и вторую (высшую) энтелехию. Стагирит, и того... оседлала - из средневековых легенд об Аристотеле; известная гравюра Ханса Бальдунга Грина в Лувре изображает Филлис (Герпиллис) с хлыстиком верхом на взнузданном метафизике. Ломоть и кувшин хлеба и вина - из "Рубайат" Омара Хайама (XI в.). La belle dame sans merci - известное стихотворение Китса (1819). К богине, веселящей юность мою... - слова из мессы, произносимые вслед за вступительным возгласом священника "И подойду к жертвеннику Божию" (см. эп. 1). При этом, разумеется, в мессе вместо "богини" - Бог, т.е. Стивен феминизирует христианский пантеон, как делал это Бык в эп. 1. В отличие от эп. 1, однако, прямой смысл искажения ясен из контекста - чем вовсе не исключается наличие иных смыслов (в частности, как и в женственности Блума, можно видеть здесь тему андрогинии). Возьми костыль свой и ходи - ср. Ин 5, 8. Знак зверя - Откр 13, 16, 17. Меченое темною ртутью - выражение может нести и бытовой смысл (следы лечения сифилиса ртутью), и магический (колдовское знание). "В дебрях Степсайда" - намек на книгу "В дебрях Африки" (1890) знаменитого путешественника Г.М.Стэнли. Слыть свои грехи мира - ср. Ин 1, 29. Или ты не сын мой... - из "Лии" Мозенталя. Мираж финиковых пальм... - видение Молли весьма перекликается с видением Царицы Савской в "Искушении святого Антония", гл. 2. В диске солнцемыла... - пародируется финал "Искушения святого Антония": в солнечном диске сияет лучами лик Иисуса Христа. Все мое достояние... - из обряда венчания. Братья Ливермор, братья Боухи - белые эстрадники с негритянским гримом и репертуаром, имевшие гастроли в Дублине в 1894 г. Кто-то есть у меня в доме... - из амер. народной песни. Со стихами про газель - из поэмы Т.Мура "Лалла Рук". Американец Ирвинг Бишоп (1847-1889) в начале 80-х гг. был популярен на Британских островах своими сеансами чтения мыслей. Голубой значок отвечал трем низшим ступеням масонства. Я просто чайник... - игра, состоявшая в заменах слов; в данном случае "чайник" - вместо "гореть". Сейчас пора ночного колдовства - "Гамлет", III, 2. Намалеваны известкой череп и кости - как известь, так и череп и кости использовались в масонской символике и ритуалах. Миссис Джо Галлахер - знакомая семьи Джойсов, с обширными родственными связями в романе: она - дочь "майора Пауэлла", прототипа отца Молли (Реальный план эп. 4), мать Джер. Галлахера (эп. 10), свояченица Фреда, в романе Игнатия Галлахера (эп. 6, 7) и сестра миссис Клинч (эп. 13). К адским вратам - прозвание перекрестка, откуда начиналась Тайронстрит (старое название - Мекленбург-стрит, см. эп. 9), главная улица публичных домов; в ее начале располагались дешевые дома с репутацией опасных и подозрительных мест. Позорные цепи - из баллады "Вексфордские парни". Доктор Леопольд Блум, дантист - в Дублине был известный дантист Маркус Блум, упоминаемый в "Циклопах"; паша фон Блум - сэр Джулиус Блум (1843-?), англ. богач и высокопоставленный чиновник в Египте. Кадий - судья в мусульманских странах. Приложив правую руку к сердцу, отведя локоть под прямым углом - "знак бедствия", один из масонских опознавательных знаков; мастер - масон третьей ступени, в дублинской полиции было немало масонов, на что и рассчитывает Блум. "Лионская почта" (1850) - фр. пьеса, бывшая популярной в Англии, на сюжет о знаменитой судебной ошибке: в 1796 г. Жозеф Лезюрк был казнен за ограбление лионской почты, которое в действительности совершил разительно на него похожий Дюбоск. Пусть лучше один виновный - парафраза юридического тезиса. Вшиволет - искаж. "шибболет" слово-пропуск, см. Суд 12, 6. Геройская оборона Роркс-Дрифт - эпизод из войны с зулусами в 1879 г. Беззаботная война - война с бурами, от "Беззаботного нищего" Киплинга; генерал Гоф - брит. военачальник, конная статуя которого была поставлена в дублинском Феникс-парке в 1904 г., но в Англо-Бурской войне участвовал другой генерал Гоф; Блумфонтейн - столица бурской Оранжевой Республики, Спайон-Коп - гора, место одного из главных сражений Англо-Бурской войны. Джим Бладсо, Лодку... - из амер. сентиментальной баллады. Реймсская сорока - выражение, обозначающее глупого болтуна и происходящее из средневекового сюжета о сороке, укравшей кольцо у архиепископа реймсского. Сюжет известен был в Англии по стихотворному изложению в "Легендах Инголдсби" (1840) Ричарда Х.Барэма (1788-1845). Моисей, еврейский царь... - вариация дублинского уличного стишка. Поведать бы он смог такую повесть - "Гамлет", I, 5. Пенни на каждый фунт - Блум обещает выплатить своим предполагаемым кредиторам по пенсу за фунт долга. Время ангелу открыть книгу - образ из Апокалипсиса. Миссис Йелвертон Барри - Барри Йелвертон (1736-1805) - известный ирл. оратор и юрист. Имена двух других знатных дам - без выраженных коннотаций, хотя Беллингамы - старинная шотл. фамилия. Называл Венерой в мехах - начало большой серии мотивов и заимствований из "Венеры в мехах". Северин наряжался кучером и лакеем Ванды, желал, чтобы у Ванды было множество любовников, которые помыкали бы им, и т.п. Дальнейшие отзвуки романа Мазоха за многочисленностью не отмечаются. На черном поле золотая оленья голова - герб шотл. рода Беллингамов. Безликий - название поэмы Дж.К.Мэнгена; здесь, судя по репликам, возможно. Рассказчик из эп. 12. Черная шапочка надевалась англ. судьями при произнесении смертного приговора. Мерси - река, на которой стоит Ливерпуль, город Рамболда (см. эп. 12). Доктор Финьюкейн - врач, практиковавший в Сэндимаунте, где Джойс поселил Дигнама. Жезл - атрибут бога сна Морфея, мак - снотворное растение. Голос моего хозяина! - эмблема граммофонной фирмы "Голос его хозяина" - собака перед граммофоном. Дигнам помер и зарыт - вариация игровой детской песенки. В Карлоу, вперед, за мной! - название ирл. песни про Макхью О'Берна, героя борьбы с англичанами в XVI в. Зоя Хиггинс - явно положительный и символичный персонаж: ее имя - "жизнь" (греч.), фамилия совпадает с девичьей фамилией матери Блума (см. эп. 17). Газели милой никогда - вариация пародии Льюиса Кэрролла на "стихи про газель" Томаса Мура. Женоград - "Город, но и Жена" - образ из поэмы Блейка "Четыре Зоа" (1795-1804). Свиной жир - в противоречии с иудейством Зои, но в соответствии с мифом о Цирцее. Уолтер Рэли - как считают, первым доставил в Англию из Америки табак и картофель. Первое... убивает инфекции - популярная ирл. вера в целительность картофеля. Звон. Возвратись, Леопольд!.. - в англ. сказке "Дик Виттингтон и его кошка" колокола звонят вслед покидающему Лондон Дику: "Возвратись, Дик Виттингтон! Трижды лорд-мэр Лондона!" Тимоти Хэррингтон (1851-1910) - ирл. политик, лорд-мэр Дублина в 1901-1903 гг. Джойс был знаком с ним и получил от него рекомендательное письмо, которым воспользовался при устройстве на службу в банк в Риме в 1906 г. Двадцать восемь ирландских пэров-представителей имели пожизненное членство в палате лордов; Майкл кардинал Лог и доктор Вильям Александер - главы соответственно католической и англиканской церкви в Ирландии; Общество друзей - квакеры; Черный Жезл - церемониймейстер палаты лордов; Золотая Трость - начальник почетного караула Его Величества; великий коннетабль - должность, упраздненная Генрихом VIII; корона святого Стефана - реликвия Венгерской монархии, на коронациях англ. королей несли корону св.Эдуарда Исповедника, короля Англии в 1042-1066 гг.; со св.Эдуардом связываются и другие атрибуты, которые несут перед коронуемым монархом, жезл и меч ("меч милосердия"). Стеблями крапивы - по старому англ. обычаю, в день св.Стефана, 26 декабря, дети ходят по домам со стеблями крапивы, распевая песенки типа приводимой ниже и собирая "пенни на похороны крапивника"; обычай связан с легендой о том, как крапивник сделался царем птиц, притаившись на спине у орла. Положив правую руку себе на яйца - по некоторым данным, бытовавший в Ирландии обряд присяги; ср. также Быт 24, 2-3: "Положи руку твою под стегно мое и клянись". Habemus cameficem - игра слов: при избрании нового папы произносится: Habemus pontificem - У нас есть папа. Рубиновое кольцо - атрибут шотл. королей; Камень Предназначения - камень-реликвия, помещавшийся под королевским троном. Бриллиант Кохинор в 102 карата принадлежал англ. короне с 1894 г., но не был, разумеется, в кольце. Скакуна... Великим Визирем - вариация на тему Калигулы и его коня Инцитата, сделанного жрецом и позднее консулом. При Дедисмите, в Южной Африке, сражение было 28 февраля 1900 г.; На пол-лиги вперед! - из стихотворения Теннисона "Атака легкой кавалерийской бригады" (1854) о Балаклавском сражении в Крымской войне; Плевна - эпизод Русско-турецкой войны 1877-1878 гг., разумеется, без участия англ. кавалерии. Град златой - из средневекового гимна "Златой Иерусалим". Леопольд Макинтош... поджигатель - возможна аллюзия на Джона Макинтоша, хранителя и изготовителя пороха для повстанцев 1798 г. Блум скипетром сбивает маковые головки - по легенде, игрушечным скипетром в детстве сбивал маковые головки римский царь Тарквиний Гордый, что предвещало жестокость его правления. Милостыня Великого Четверга раздавалась в Англии от монаршего имени, как след древнего обряда омовения ног беднякам в этот день; сорокадневные индульгенции - даваемые у католиков отпущения стольких грехов, сколько их было бы прощено за покаянные труды в течение определенного числа - в данном случае сорока - дней. Мой более чем Брат! - вариация строки из стихотворения "In memoriam" Теннисона. Алеф Бет Гимел Далет. - первые буквы евр. алфавита; Ханука, Рошгашана - иудейские праздники; Б'Найт Брит - евр. организация в Нью-Йорке; Бар Мицва - обряд совершеннолетия; Талиф - молитвенный убор иудеев. Истинный Даниил - ср. "Венецианский купец", IV, 1. К 11 - реклама брюк Кайноу, см. эп. 8. Три акра и корову - лозунг ирл. земельной реформы. Козел мендесский - в древнеегипетском городе Мендесе почитался Осирис в облике козла; бык белый - в Апокалипсисе отсутствует. Мистер Фокс - одно из имен, которыми пользовался Парнелл в тайной переписке с возлюбленной. Невинен я, как снег... - ср. "Цимбелин", II, 5; клевета, ужаснее змеи - "Цимбелин", III, 4. Гипсоспадия - вид недоразвития мужских половых органов. Образец... женственного мужчины - в пародийной форме высказана идея, действительно вкладывавшаяся автором в образ Блума; как и О.Вейнингер в знаменитой тогда книге "Пол и характер" (1903), Джойс считал женственными мужчин-евреев. Общество Содействия Обратившимся Священникам имело целью помощь священникам, ушедшим из католической церкви. Мессия бен Иосиф или бен Давид - мессия, ожидаемый иудеями, должен быть из дома Давидова; по некоторым апокрифам, ему будет предшествовать мессия из дома Иосифова. Сент-Леджер - ежегодные скачки в Англии. Лорд Биконсфилд - Бенджамин Дизраэли (1804-1881), англ. государственный деятель; Генри Ирвинг (1838-1905) - англ. режиссер и актер; барон Леопольд Ротшильд - член банкирского дома Ротшильдов и первый еврей - член англ. парламента. Вот родословие Леопольда... - пародия на родословие Христа. Мф 1, 1-16; Мейер Гуггенхайм (1828-1905) - глава семейства амер. финансистов; барон Морис Ле Гирш (1831-1906) - австр. финансист-еврей, активно поддерживавший евреев - жертв преследований; Смердоз - брат персидского царя Камбиза (VI в. до н.э.), казненный им; Ихаводоносор - видимо, склейка библ. имен Ихавод ("бесславие", 1 Цар IV, 21) и Навуходоносор (царь Вавилонский, победитель иудеев); О'Доннелл Магнус - он же Рыжий Хью О'Доннелл в списке ирл. героев в "Циклопах"; бен Маймун - видимо, Моисей бен Маймун (Маймонид); Яспцс - яшма, камень, бывший на "наперснике судном" Аарона (Исх 28, 20); Сомбатхей - родной город отца Блума (эп. 17). Рука мертвеца (пишет на стене) - аллюзия на "персты руки человеческой", писавшие на стене Валтасарово пророчество (Дан 5). Миссия Тюремных Врат - протестантская организация помощи женщинам, вышедшим из тюрьмы. Ефод - верхняя одежда иудейского первосвященника (Исх 28, 6 и др.). И понесет он грехи... - Азазель - козел отпущения, Лев 16, 7-11; Мицраим - имя одного из сыновей Хама (Быт 10, 6), ставшее ветхозаветным названием Египта. Велиал - одно из имен Сатаны в Ветхом завете; Лемляйн из Истрии - евр. проповедник в Истрии (на Восточном Адриатическом побережье), в 1502 г. объявивший себя Мессией бен Иосифом; Абулафия (1240 - ок.1291) - исп. еврей, также объявивший себя Мессией. Злой пастырь - в противоположность доброму пастырю, Христу. Не плачьте обо мне, дщери Эрина - ср. Лк 23, 28. Винцент О'Брайен - ирл. композитор и дирижер, в 1898-1902 гг. руководитель дублинского хора Палестрины. Блум... в старой шапчонке... - пародируется типовой образ ирл. крестьянина на сцене ирл. театра, как в старых драмах Дайона Бусико, так и в новых постановках Театра Аббатства. Чудище с зелеными глазами - ревность, см. "Отелло", III. 3. Знак тайного наставника - масонский знак: предупреждение об опасности для души или духа. Праведник упадет семь раз - Притч 24, 16. Бенедетто Марчелло (1686-1739) - итал. композитор, положивший на музыку первые 50 псалмов Давида; Обряд отдохновенье поэта - фраза из заметок к "Портрету"; древний гимн Деметре - пятый Гомеров гимн (VII в. до н.э.), предположительно, связанный с Элевсинскими мистериями; галдеж... перед алтарем... Цереры - об этом гимне (рим. Церера соответствует греч. Деметре); наводка Давида - стоящее в начале ряда псалмов указание: "Начальнику хора". Жидогрек это грекожид - отголоски разговоров о теории "эллинского" и "иудейского" типов культуры Мэтью Арнольда; смерть - высшая форма жизни - в ранней статье "Джеймс Кларенс Мэнген" (1902) Джойс писал: "Смерть - прекраснейшая форма жизни". Эта фраза вызвала усиленные насмешки, когда он читал свою статью в дублинском Литературно-историческом обществе; однако она - только парафраз строки Гауптмана в переведенной Джойсом пьесе "Михаэль Кремер": "Смерть - мягчайшая форма жизни". Ты как нарочно запоминаешь... - в "Портрете художника" Линч выслушивает теоретические рассуждения Стивена. "Град Священный" (1892) - протестантский гимн С.Адамса на слова Ф.Уэзерли; упоминается в заметках Джойса как символ деградации духовной музыки. То, что идет на край света... - в теме о музыке у Стивена намечается, а здесь достигает ясности важный, парадигматический образ, лежащий в основе модели мира позднего Джойса: образ циклического развития, мыслимого как достижение "наибольшего возможного интервала... совместимого с финальным возвращением". Здесь образ прилагается к начатой в "Сцилле и Харибде" теме о реализации личности: человек должен "идти на край света", максимально удалиться от себя, чтобы стать собою - как всеединством своих дел и творений, как "все во всем" (другая важная парадигма мировой мысли, парадигма всеединства). В целом, циклическая модель Джойса связана с Вико, и образ "пересечения с самим собой" восходит к главе о Вико в "Эстетике" Кроче (ч. II). Очевидным образом, она близка также и парадигме одиссеи - дальнего странствия и возвращения к своему исконному. Для "Цирцеи" же, которая построена на принципе перестановки внутренней и внешней реальности, важен другой аспект модели: реализация личности, полнота ее самовыражения есть достижение тождества человека и всего, им содеянного: всеединство как тождество внутренней и внешней реальности - идея, восходящая к Плотину. С напряженьем сумев выразить эту важную вещь, Стивен недаром ставит в конце Ессо! - в средневековых диспутах оно употреблялось в смысле "окончательная формулировка". Время, времена и полвремени - Откр 12, 14. Человек, который смеется - название романа В.Гюго (1869). Иерусалим! Отвори... - из гимна "Град Священный". Канату, протянутому из зенита в надир... - этот образ, как и вся сцена "светопреставления", отсылают к апокалипсическим картинам Блейка в поэме "Мильтон". Мэнская Тренога - треножник, служащий атрибутом бога Мананаана, а отсюда и эмблемой острова Мэн. Кто нам спляшет... - из шотл. народной песни. Илия... - еще одна стилистическая пародия на проповеди "возрожденных христиан". Креолка Сью - название амер. песни. Скажи мамаше, что будешь там - вариация названия амер. народной песни. Флорри Христос - в некоторых сектах "возрожденные" брали себе фамилию Христос. Будь на стороне ангелов. Будь призмой - вариации двух выражений Дизраэли. В 1864 г. он выступил против учения Дарвина и сказал, в частности: "Вопрос стоит так: человек обезьяна или ангел? Я на стороне ангелов". В 1849 г. в одной из речей он сказал: "Человек всегда смотрит на мир сквозь цветную призму своей собственной атмосферы". Роберт Ингерсолл (1839-1899) - амер. юрист, оратор, проповедник ценностей Евангелия и науки. Монморанси - знатный фр. род, выходцы из которого издавна жили в Дублине. Хилан - может быть или не быть "Хиланом из "Экспресса" в эп. 8. Бульджон - Джон Буль, т.е. Англия; барнум - цирк Барнума был так известен, что фамилия владельца стала почти синонимом цирка вообще. То, что причастно красоте - начало поэмы Китса "Эндимион" (1818). Фонарь у Эглинтона, возможно, намекает на Диогена, искавшего с фонарем "человека"; Тандераджи - городок в графстве Арма. Оллав... - придание Расселу облика Мананаана, возможно, связано с тем, что он появлялся в роли Мананаана в своей пьесе "Дейрдре" в 1902 г. Аум!.. Ма! - теории А.Э. включали и мистическое корнесловие, связь звуков и слогов с космическими и духовными силами; но вся серия у Джойса как будто не несет единого смысла. Ради примера: Ма связывается с мышлением; Mop - с концом, смертью; Люб - с вожделением, и т.д.; поймандр Гермеса Трисмегиста - первый из так наз. герметических трактатов - цикла текстов I-III вв., приписывавшихся Гермесу Трисмегисту (Триждывеличайшему), поздней ипостаси Гермеса, в которой он отождествлялся с егип. Тотом, богом письма, книг, мудрости. "Поймандр" (пастырь мужей, греч.), описывающий восхождение души к Богу через семь планетных сфер, активно использовался в теософии и оккультизме. Пунарджанам - в теософии, духовное рождение; Шакти - женское божество в индуизме, жена Шивы: культ женского начала ассоциировался с левою стороной, мужского - с правой. Я свет усадьбе - ср. "Я свет миру", Ин 8, 12; здесь и далее также намек на газету Рассела "Айриш хомстед" ("Ирландская усадьба") и на его аграрную деятельность. Рука иудиного скелета душит свет - гашение света - Иудино деяние, коль скоро Иуда предал "свет миру", Христа. Отсюда - древний церковный обряд на Западе: "в пятницу, в знак предания Христа на смерть, тушат все свечи... в некоторых церквах тушат их восковой рукою - рукой Иуды". (Л.П.Карсавин). К этому обряду и отсылает Джойс. Липоти Вираг - дедушка Блума: базиликограммат - вариация "иерограммата", священнокнижника в Др.Египте, символизировавшего священную природу письма и выступавшего в ритуальных шествиях с чернильницей и пером; отсюда же и псхент - егип. корона. Египетский колорит Вирага связан с тем, что для Джойса, в духе общих представлений его эпохи, Египет ассоциируется с тайноведением и книжностью, носитель которых для Блума - Вираг. Гофер - дерево, из которого был построен Ноев ковчег, Быт 6, 14. Слышно, как у меня трещат мозги? - медиум миссис Леонора Пайпер, пользовавшаяся известностью с 1890-х годов и до Мировой войны, возвращаясь из транса, нервически дергала головой и спрашивала: "Вам не слышно, как у меня трещат мозги?" Руальдус Колумбус (1516-1560) - итал. анатом, полагавший, что он первым открыл клитор. Приколумбь ее: колумба - голубь (лат.). Хо-хо, она пойдет скакать! - название мюзик-холльной песенки. Как ты счастлив - из "Оперы нищих" (1728) Джона Гэя. Ликоподий - растение, используемое в ряде лекарств. Розмарин - растение, символически означающее память, воспоминания. Разлапушник - растение, экстракт которого используется как возбуждающее средство; к болгарам и баскам - у них женский наряд включал шаровары, напоминая мужское платье. Нашей эры - по евр. летоисчислению, 5550 год соответствует 1789 г. от Р.Х.; ложка меду... уксуса - вариация поговорки "на мед налетит больше мух, чем на уксус"; неадаптируемый глаз - Вираг прав: насекомые летят на свет, не привлекаясь, а ослепляясь им, в силу неадаптируемостй их зрения. Устрицы и трюфли считались повышающими половую потенцию; Шутник... в его гляделке - из оперетты Гилберта и Салливена "Терпение" (1881). Элефантулиазис - такой автор неведом, но есть слово "элефантиазис" (болезнь лимфатической системы) и имя Элефантис (др.-греч. поэтесса, автор несохранившихся эротических поэм). Вот прекрасный цветок... - из оперы "Маритана". Я наполнил чрево... свиньи - слова блудного сына, Лк 15, 16; Можно подумать, что этот - у Стивена мелькает мысль об отцовской роли Блума по отношению к нему. Кто петь умеет, да не поет - начало пословицы; окончание: "того надо заставить петь". Фшшл Трезв и Филип Пьян - на Западе стало пословичным выражение из древнего анекдота о Филиппе Македонском, отце Александра: будучи пьян, он вынес несправедливое решение по делу одной женщины, и та сказала, что подаст жалобу "Филиппу трезвому на Филиппа пьяного"; протрезвев, Филипп изменил решение. У Мойры, у Дарчетта - трактиры, которые Стивен, стало быть, посетил между тремя и десятью часами дня. Зоэ му сас спаю - эпиграф и строка-рефрен стихотворения Байрона "Афинская дева" (1810, 1812). Дух бодр, плоть же немощна" - Мф 26, 41. "Священник, женщина и исповедальня" - как и "Почему я порвал...", книга Чарльза Чиникви; он осуждал в ней католический обряд исповеди. Бес Флибертиджиббет - один из мелких бесов, см. "Король Лир", III, 4. Бог свиней - итал. ругательство; две левые ноги - у младенца Христа на одной из иллюстраций в "Книге из Келлса", знаменитой древнеирл. рукописи, кроме того, "иметь две левые ноги" - жаргонное выражение, означающее "быть недотепой". Иуда Иакх - известны лишь по отдельности Иуда и Иакх, так что логика требовала бы запятой, но у Вирага возможен и вымышленный персонаж. Культ Иуды Искариота ставился на место культа Христа сектой каинитов (II в.), которые, по утверждениям, обладали "Евангелием от Иуды". Иакх - Вакх, Дионис; как "страдающий бог" традиционно сближался с Христом. Ливийский евнух - я вполне согласен с Гиффордом, что скорее должно стоять "лидийский евнух", т.е. ересиарх II в. Монтан, аскет и экстатический проповедник, который в "Искушении" Флобера фигурирует рядом с каинитами и Иудой и подчеркнуто именуется евнухом. Отродье шлюхи. Апокалипсис - Иисус сближается не со Христом, а с Антихристом. Мэри... подхватила... от Голубка - пародия на историю рождества Христа. Мечников привил человекообразным обезьянам сифилис в 1904 г. Локомоторная атаксия - расстройство двигательного аппарата; с учетом схем Джойса, реплика - бессознательное, медиумичное выражение скрытой сути совершающегося. Пантер, римский центурион был отцом Иисуса, по одной из версий противников христиан, упоминаемой и отвергаемой Оригеном (III в.) в сочинении "Против Цельса" (в иудейском антихристианском тексте "Легенда о повешенном" (рус. пер. Иерусалим, 1985) - Иосиф Пандера). У Джойса он скорее всего, из Флобера, где упоминается вслед за Монтаном, и там же говорится, что мать Иисуса - "торговка благовониями". Он ей порвал... - в древности и Средневековье было распространено представление о том, что зачатие Христа, совершившееся чрез Слово Божие, следует считать происшедшим через ухо Марии. Мятежная арфа за спиной у него - из стихотворения "Юный певец" Т.Мура. Антисфена, собачьего мудреца - Антисфен был киником, т.е. "собачьим" (греч.). Монах ордена штопора - так себя называли члены кружка дублинской интеллектуальной элиты в XVIII в., куда входил, в частности, Дж.Ф.Каррэн (эп. 7 и прим.). Семь карликов... подглядывая под него - деталь из Флобера, где она относится к шлейфу царицы Савской. Консервио попался... - домашний стишок в детстве Джойса; он приведен в заметках к образу "папульки" (домашнее имя Джона Джойса) в "Портрете", со словами: "Стихи, которые он (отец - С.Х.) декламирует чаще всего". Селезень бедный - вариация строк из ирл. баллады "Селезень Нелли флаэрти". Унесет мое сердце к тебе... - из песни "Южные ветры" (эп. 8). Эту же песню отец героя напевает в "Герое Стивене". Свешали - герой популярного романа "Трильби" (1894) Джорджа Дю Морье (1834-1896), обладавший демонической и гипнотической силой. Минин Хок (1852-1929) - амер. певица, знаменитая исполнительница роли Кармен. Да. Нет. - В некоторых рукописях Джойса реакция Блума еще более смешана: "На. Дет.". Властное создание... - в нижеследующей мазохистской сцене автор идет далее "Венеры в мехах", опираясь отчасти на собственную психологию (как показывают письма к Норе), отчасти же на знаменитую "Сексуальную психопатию" (1886) Р.Крафт-Эбинга, где введен термин "мазохизм" и указано на связь явления с другими находимыми в сцене уклонениями (фетишизм ног, одежды, копрофилия). Царя Давида с сунамитянкой - 3 Цар 1, 1-4. Напрасно я отдал талисман - Гомерово соответствие: Улисс - Блум на время утратил защитное средство - и покоряется Цирцее. Юности любовная мечта - название стихотворения Т.Мура. Клайд-роуд - улица в богатом квартале Дублина. Руки-Крюки - название и прозвище главного героя повести (1842) Чарльза Ливера. В позе образцового мастера - ритуал возведения масона в степень мастера включал простирание ниц. Гамаши горца... тирольская шляпа - наружность и костюм Белло отсылают к австро-славянскому колориту и героям "Венеры в мехах"; ниже многочисленные соответствия с этим романом не отмечаются. Нубийский раб - клише, типовой черный раб всегда "нубийский" (Нубия, в Судане, с древности - источник рабов). "Газету трактирщиков с патентом." в заметках к "Портрету" читает отец Стивена. Я вижу, Китинга Клея... три четверти - сведения из номера "Ивнинг телеграф" за 16 июня. На приз Эклипса - скачки 16 июня на острове Уайт. Крепко бздит - звучное испускание ветров как возбуждающий элемент - тема писем Джойса к Норе от 2, 6, 8 и 9 декабря 1909 г. Данный мотив у Джойса неоднократно подвергался психоаналитическому истолкованию; наиболее полное рассмотрение его дано в докторской диссертации Ж.-М.Рабате "Критическое прочтение Германа Броха, Джеймса Джойса и Эзры Паунда", защищенной в Сорбонне в 1980 г. Для Алисы - поскольку речь о превращениях, то возможна аллюзия на Алису Льюиса Кэрролла. Лани Даремо - из слов Моцартова дуэта La ci darem. Играл... роль в пьесе "Наоборот" (1883) по роману Френсиса Ансти (псевдоним Томаса Гатри, 1854-1936) сам Джойс в школьной постановке; но, в отличие от Блума, не женскую, а весьма мужскую роль, грозного директора школы. См. "Портрет", гл. II. Клянусь ослом Дорена - "Осел Дорена" - ирл. баллада о герое, спьяна принявшем осла за свою возлюбленную. Черная церковь - протестантская церковь в Дублине, из черного камня. Польди Кок - каламбур из Поль де Кока (эп. 4), Ларри носорог - Ларри О'Рурк (эп. 4). Наша общая вера - Блум апеллирует к иудейству Беллы (неочевидному, ибо у нее фамилия мужа); Плизентс-стрит - улица в районе Западной Ломбард-стрит, где Джойс поместил все евр. окружение Блума (см. эп. 4). Этим кольцом я беру тебя - из обряда венчания. Греческая осанка - термин фр. моды, появившийся с 1860-х гг., вместе с высокими каблуками в стиле Людовика XV; также - название эстрадной песенки, которую исполнял артист в женском платье. Спал пластом в Сонной Пещере - как и в эп. 13, смешение двух новелл Вашингтона Ирвинга. Хегарти - согласно эп. 17, девичья фамилия бабки Блума по матери. Клянись! - голос Призрака в "Гамлете", I, 5. Слетаешь в ад и обратно - у Гомера Цирцея наделяет Улисса указаниями, как посетить Аид (X, 513-540). Стена плача - остаток древней храмовой стены, одна из главных иудейских святынь в Иерусалиме, место траурных и покаянных молений; в Дублине - прозвание места в порту, где прощались с эмигрирующими. М.Шуломовиц... кантор - число лиц, с Блумом, равно 10: минимум, требуемый для моления у Стены плача; все названные - евр. жители в районе Западной Ломбард-стрит, женщина Минш - пародийный элемент, Абраму Абрамовицу дано Блумово имя; цветов нет - и не должно быть, по евр. обряду. Пулафука - водопад в живописной местности к югу от Дублина. Доналд Тернболл... Джек Мередит - соученики Блума - реальные дублинцы, жившие в районе его предполагаемой школы (согласно упоминанию Монтегю-стрит ниже, этой школой был лицей Эразмуса Смита на Харкорт-стрит; в нем учился Йейтс, а в эп. 8 в его ограде застрял листок с нотами Молли). Эпджон - вымышлен. Деляга - школьное прозвище Блума, см. эп. 8. Цветы расцветают весной - из песенки в оперетте "Микадо" (1885) Гилберта и Салливена. Обстоятельства меняют дело - название комедии Уильяма Дж.Хоппина (1813-1895). Сидящий бык (ок.1831-1890) - знаменитый вождь индейцев сиу. Гора Кармел (Кармил) - одна из палестинских святынь, где ок. 1154 г. был основан орден Богоматери Кармельской. Пизда гавкает - гавкающая (лающая) утроба - древний мифологический и фольклорный мотив; по некоторым источникам, лай Сциллы раздается из ее лона (Овидий, "Письма с Понта", IV, 10, 25). Весьма возможно, этот мотив был представлен в дублинском уличном фольклоре, как он представлен в русском, ср.: Не хочу тебя ебать, / Таня Караваева, / Из пизды твоей собака / На меня залаяла. Здесь, как и у Джойса, лай лона соединен с ситуацией сексуального отказа, конфликта. Но связь Тани Караваевой с Беллой Коэн, Сциллой, а также с Анной Караваевой еще остается научной проблемой. Эта штучка мне нужна... - детский игровой стишок. Люцифер - фирменное название англ. спичек. Будь справедлив, а уж потом щедр - Стивен вспоминает пословицу, которую в эп. 2 ему назидательно говорит Дизи. Как утверждает Лессинг... - продолжаются начатые в "Протее" и восходящие к "Лаокоону" Лессинга мысли о различном упорядочении явлений в искусстве: пластические искусства изображают "застывший миг", поэзия же - течение мгновений. Скончалась и обвенчалась - в оригинале игра слов: выражение звучит близко к траурной формуле "скончалась и похоронена". Шестнадцать лет назад... - Стивен вновь вспоминает эпизод из "Портрета художника" и биографии автора; далее этот эпизод оживает. Прототип о. Делана - о. Джеймс Дэли из Клонгоуза. Расстояние... вблизи - вдали - мысли из "Протея" о механизме зрения. Сфинкс - вероятно, имеется в виду стихотворение О.Уайльда (1894), где речь о любовной жизни сфинкса. Агнец, вземлющий... - Ин 1, 29. Мир нам даруй - заключение католической молитвы "Агнец Божий". "Гибель богов" (1874) - опера Вагнера, последняя в "Кольце Нибелунгов"; Fragende Frau - слова из "Валькирий", второй оперы "Кольца". Мальчик, который не умел бояться - сказка братьев Гримм. Дактилоскопии его большого пальца на пикше - по поверью, на чешуе пикши - отпечатки пальцев св.Петра, ибо именно у нее Петр извлек изо рта статир по слову Христа (Мф 17, 27). В четверг родился сам Джойс; Четверговое дитя... - из детского стишка. В темно-синей... ливрее... и пудреном парике - наряд Северина. Зеркало перед природой - "Гамлет", III, 2. Так пустоту ума смех громкий выдает - из поэмы "Покинутая деревня" (1770) Голдсмита. Даже великий Наполеон... - Блум хочет сказать, что и Наполеон был объявлен "женственным мужчиной", когда англичане тщательно свидетельствовали его тело после смерти (ввиду слухов об отравлении). Кропер... - "Гамлет", III, 2. Первую исповедальню - Дедал соорудил по просьбе Пасифаи деревянную корову, заключившись в которую, царица и удовлетворила свою страсть. Отпрыск рода Ламбертов - известен легендарный толстяк Дэниэл Лэмберт (1770-1809), а также семейство Лэмбертов, где в нескольких поколениях рождались младенцы, покрытые щетиной. Летящий алый орел в серебряном поле - герб рода Джойсов из графства Голуэй (не связанного с автором "Улисса"). От мыса Шесть Миль... - места охоты - в графстве Уиклоу. Десять к одному, кроме одной - выплата десяти к одному по ставкам на любую лошадь, кроме одной (фаворита). Северный Петух - прозвище шотл. герцога Гордона, одного из главных подавителей восстания 1798 г. Девинстон, мадам Лепет. Берн - дублинские учителя танцев, Катти Ланнер (1831-1915) - дочь австр. композитора Йозефа Ланнера, известный хореограф и балетмейстер в Лондоне. Тофтова карусель - на базаре Майрас, см. выше. Пляска смерти - название пьесы Стриндберга (1901), с мотивами зловещей власти умерших над живыми. Пэр из бочки - лорд Гиннесс, получивший титул за пиво-торговлю. Маллиган встречает скорбящую мать - в католическом разбиении Крестного пути Христа на 14 событий ("станций"), четвертое событие - "Иисус встречает скорбящую мать". С ним связано одно из фиглярств Гогарти: вернувшись как-то домой в подпитии, он принялся на каждой ступеньке крыльца читать молитвы одной из "станций" и на верхней, где стояла его обеспокоенная мать, заключил: "Гогарти встречает скорбящую мать". В раннем наброске к "Портрету" в речах Догерти (см. Реальный план эп. 1) есть фраза: "Догерти встречает скорбящую тетку". Лемуры - духи умерших в римск. мифологии. Скажи мне то слово, мама - подразумевая, что Стивен не знает "слова", эта реплика служит аргументом против сделанного в "Исправленном тексте" включения в эп. 9 строк, согласно которым "слово" известно Стивену (и есть "любовь"). Другое толкование: Стивен знает "слово", но хочет, чтобы его произнесла мать, - плохо согласуется с контекстом. Кто тебя пожалел... Многие годы я любила тебя. - Отдельные фразы и мотивы в явлении матери - из эпифании XXXIV, навеянной сном, который приснился Джойсу в Париже в 1902 или 1903 г., сорокадневное отпущение грехов - то же, что сорокадневная индульгенция; за молитву, о которой говорит мать, полагалась 500-дневная индульгенция. Упырь! Гиена! - как и в эп. 1, возгласы обращены к Богу, гиена - зверь, пожирающий трупы. Зеленый краб - возможно, символически представляет болезнь матери, рак с извержением зеленой желчи. Non serviam! - финальная богоборческая декларация Стивена. Следуя проповеди священника в "Портрете" (гл. 3), он считает этот возглас выражением позиции Сатаны; в гл. 5 "Портрета" он присоединяется к ней - и сейчас подтверждает свою решимость. Возглас - из Иер 2, 20, где Господь его приписывает Израилю; приписка же его Сатане - богословское мнение, теологумен. Нотунг - волшебный меч Зигфрида в "Кольце Нибелунгов". Вице-канцлер - Чаттертон. Пропитанные анисом - анис, сладкое семя, возможно, продолжает символизм Блума-леопарда (эп. 9): по старым бестиариям, он поедает "сладчайшие травы". Безликий - его положение рядом с Сикуном Берком подтверждает, что это - рассказчик "Циклопов". Из всей погони новые имена лишь: Лейреси, Кенфик, Морен, Хейс; первое и последнее принадлежат дублинским чиновникам, носители остальных неизвестны. Миссис Гелбрейт и доктор Брэди - см. эп. 18. Эдуард VII - правящий монарх в 1904 г.; Георг V - его наследник. Дело их не рассуждать - из стихотворения "Атака легкой кавалерийской бригады". Как сказал доктор Свифт... - в знаменитом памфлете "Письма суконщика" (1724-25) Свифт сказал не совсем так: "Одиннадцать хорошо вооруженных людей наверняка сладят с единственным человеком в одной рубашке". (Письмо 4). Благородное искусство самооправдания - вариация формулы "благородное искусство самозащиты", как называли бокс. Долли Грей - "Прощай, Долли Грей!" - популярнейшая песня времени Бурской войны; знак иерихонской героини - в Нав 2 иерихонская блудница Раав скрывает лазутчиков Израиля и затем делает знак - "привязала к окну червленую веревку" (Нав 2, 21); кухаркин сын - из "Беззаботного нищего", также о Бурской войне: "Сын кухарки, герцога, графа, трактирщика - сегодня разницы нет!" Филиренисты - поборники мира; в 1899 г. по инициативе российского императора Николая II состоялась конференция в Гааге, затем был учрежден международный трибунал (третейский суд) и началась международная регламентация правил ведения войны. Убить священника и короля - выражение, восходящее к Блейку, который часто объединял их как два символа насилия; напр. в "Пророчестве Мерлина" (1793): "Короля и священника надо держать на привязи!" Ордена Подвязка, Чертополоха, Золотого Руна и Датского Слона - высшие ордена различных государств Европы; конные полки. Скинера и Пробила - лучшие кавалерийские части англ. армии; стряпческая корпорация Линкольна - одна из юридических корпораций в Лондоне; старейшая... артиллерийская бригада - старейшая регулярная часть в Америке, организованная в Бостоне в 1637 г.; великий мастер Великой Ложи - Эдуард VII оставил этот пост с восшествием на трон в 1901 г.; "Изготовлено в Германии" - намек на нем. происхождение короля, см. эп. 12. Мир, истинный мир - начальные слова гимна, сочиненного англ. епископом и поэтом Э.Г.Бикерстетом (1825-1906). Пускай моя родина погибает за меня - фраза, сказанная Джойсом в период Пасхального восстания 1916 г. в Дублине. Мой метод леченья... - из "Баллады об Иисусе-шутнике", см. эп. 1. Короли и единороги! - возможно, намек на детскую песенку на тему англ. герба со львом и единорогом: "Лев и единорог бились за корону..." Чудище с зелеными глазами - в данном случае зеленый абсент. Дон Эмиль... Хеннесси - пародийная фигура представителя славных родов эмигрантов - "диких гусей"; Джон Поуп Хеннесси (1834-1891) - ирл. политик проангл. ориентации, противник Парнелла. Зеленое выше красного - название ирл. песни. Демон-цирюльник - ср. название популярной пьесы Дж Дибдина Питта: "Суини Тодд, демон-цирюльник с Флит-стрит" (1842), миссис Пирси в 1890 г. зарезала мясницким ножом миссис Хогг (не Могг) и младенца; Луи Вуазен, лондонский мясник, совершил описываемое убийство в 1917 г.; супруги Седдон в 1912 г. отравили мышьяком свою жилицу мисс Баррон. Клянусь святым Патриком! - "Гамлет", I, 5. Беззубая Бабуся - пародия на образ Ирландии как "бедной старушки", ср. эп. 1; цветок смерти - чума картофеля - причина Великого Голода 1846-1848 гг. Старая чушка, что жрет собственных поросят - впервые Стивен применяет этот образ к Ирландии в "Портрете художника" (гл.5), в 1920 г. Блок его применил к России. У Джойса возможна реминисценция (с инверсией!) образа ирл. историка Джеффри Китинга: Ирландию "пожирает отродье любой заморской чушки". Банши - фея в ирл. мифах; Ты повидал Ирландию... - из баллады "Носящий зеленое", см. эп. 3 и прим. Где ж третья персона - неясно, что за Троицу имеет в виду Стивен; версия Гиффорда: Стивен - Сын, Ирландия (в лице Бабуси) - Отец, - не очень убедительна; Soggartfi Aroon - название песни ирл. поэта Джона Бэнима (1798-1844); сравнение священников с воронами-стервятниками делает в "Мадам Бовари" аптекарь Омэ. В медвежьей шапке - с ташкой - форма офицера Королевских дублинских стрелков; знак... храмовника - по преданию, масоны ведут свою историю от ордена Храмовников, основанного в 1118 г. и распущенного в 1312 г.; рыцарь-храмовник - одна из ступеней масонства. Магер-шелал-хаш-баз - эти библейские слова используются в масонстве как девиз готовности к действию. "Гарриоун" - ирл. баллада. Храбрецы за красавицу - вариация строки из оды Дж.Драйдена "Пир Александра, или Власть музыки" (1697). Св.Георг - святой - покровитель Англии. Взметаются языки серного пламени... - апокалипсическая картина конца света, однако перевернутая, с "полночным солнцем" и завершающаяся не торжеством Света, но Черной мессой в преисподней. (Понимать все это надо по-джойсовски: шуточно-пародийно, но отчасти и всерьез.) Ее конкретные образы, с артиллерией в Дублине, написаны с явной аллюзией на Пасхальное восстание 1916 г., подавленное англичанами с помощью пушек. Солнце закрыла тьма... Земля содрогается... покойники восстают и являются многим - евангельские образы, относящиеся к распятию Христа, см. Лк 23, 45; Мф 27, 51-53; одни в белых овчинах, другие в черных козлиных шкурах - разделение на овец и козлищ на Страшном Суде, Мф 25, 32; дождь из драконьих зубов - в греч. мифе о Кадме из драконьих зубов, посеянных в землю, восстают воины и начинают биться друг с другом; рыцарь Красного Креста - ступень масонства перед ступенью рыцаря-храмовника; Майкл Дэвитт (1846-1906) - один из крупнейших лидеров ирл. националистов. Джастин Маккарти (1830-1912) - лидер антипарнелловского крыла ирл. националистов; Джон Редмонд (1856-1918) - один из соратников Парнелла, вновь объединивший его партию в 1900 г.; Джон О'Лири (1830-1907) - ирл. политик-радикал, фений и поэт, его памяти Джойс посвятил некролог "Смерть последнего фения", а Йейтс - знаменитые строки: "Романтики ирландской больше нет / Она в могиле, где лежит О'Лири"; Лир О'Джонни, Джеральд Фицэдвард, род Долинс-из-Донохью - вымышлены; Донохьюиз-Долин - знатный род в графстве Керри; в центре земли - по Данте ("Ад", п. XXXIV), в низшем кругу ада помещались предатели, в центре же - Сатана; св.Варвара - великомученица Никомидийская, покровительница пушкарей и пожарников, атрибут ее, связанный с житием, - башня о трех окнах; сторона евангельская и апостола - соответственно, левая и правая стороны алтаря; два световых копья... из бойниц башни - ср. эп. 1, возлежит миссис Майна Пьюрфой - Черную мессу служат на теле обнаженной женщины в качестве алтаря; богиня неразумия - инверсия "богини разума", придуманной во время Французской революции; одеяния служащих и ритуал мессы следуют принципу диаметрального переворачивания. Капает кровь - вместо вина в подлинной мессе. "Папе римскому пинка" - протестантская уличная частушка; "Вседневно славь Марию" - католический гимн св.Казимира. И пошел и удавился - в этих словах романа Джойс видел впоследствии одно из свидетельств его магичности: Косгрейв позднее покончил с собой, утопившись в Темзе. Тема предательства связывалась с Линчем уже в заметках к "Портрету", но, как и многое в этих заметках, была использована уже только в "Улиссе". В 8:35 утра ты будешь на небе - обычно в Британии смертные казни назначались на 8 часов утра. Пир чистого разума - выражение из "Подражаний Горацию" Александра Поупа. В Кабре в 1904 г. проживало семейство Джойсов. Кто... с Фергусом - из "Песни Фергуса", см. эп. 1. Клянусь свято чтить... весть или вести - из масонской присяги. Тайный наставник - Четвертая ступень в масонстве шотл. обряда. Подменыш, похищенный феями - распространенный сюжет ирл. фольклора, бронзовый, шлем и (ниже) палочка слоновой кости и белый агнец соединяются с образом Гермеса. Но это - символический план, в "реальном" же плане Руди является как евр. отрок, преданный учению, читающий евр. священную книгу.
|