|
|||||||||||||
Джеймс Джойс. "Улисс", Комментарии
Телемахида
James Joyce. Ulysses. Пер. - С.Хоружий, В.Хинкис. "Избранное" (тт.1-2). М., "Терра", 1997. OCR & spellcheck by HarryFan, 27 November 2000 3. ПРОТЕЙ Сюжетный план. 11 часов утра. Стивен, вернувшись из Долки в Дублин, проводит на берегу моря время до назначенной в 12:30 встречи с Маллиганом. На встречу он в конце концов не пойдет; у него крепнет сознание разрыва с Маллиганом и конца жизни в башне. Реальный план. Джойс вновь мало отклоняется от реальных людей и обстоятельств. Прототип дяди Ричи - Уильям Мерри, дядя автора, брат его матери Мэй Мерри; прототип Кевина Игена - фений, парижский эмигрант Джозеф Кейси. В обоих случаях образы и прототипы весьма близки. Воспоминания Стивена о Париже вполне отвечают парижской жизни автора в 1902-1903 гг. Словом "эпифании" ("богоявления") Джойс действительно называл писавшиеся им в тот период прозаические этюды и зарисовки; и, уезжая впервые в Париж, он сделал брату распоряжение о рассьмке их копий, в случае его безвременной смерти, во все главные библиотеки мира. Гомеров план. Эпизоду сопоставляется Песнь IV, 384-570: Телемак, посетив спартанского царя Менелая, получает известия об отце из рассказа царя о его встрече с Протеем, мифическим существом, наделенным способностью бесконечно менять свой облик. Но что значит это аллегорическое соответствие, кто в "Протее" - Протей? Верней всего, это собственный разум Стивена, человеческий интеллект, бесконечно изменчивый и многообразный. Джойс также указывает, что Гомеров прообраз Кевина Игена - Менелай, тем самым иронически уподобляя визит Стивена в парижскую комнатушку Кевина посещению Телемаком дворца лакедемонского владыки. Тематический план. Лейтмотив эпизода - протеизм, бесконечные метаморфозы вещей, существ, идей, слов. Можно понимать этот мотив и крупней: как протеичность не только элементов реальности, но реальности как таковой: Протей - интеллект и Протей - художник здесь без конца заново изобретают, пересоздают себя вместе с окружающим (граница между внутренним и внешним миром снята), и сцена "художник на берегу Сэндимаунта" превращается во множество иных сцен, из разных времен и мест. В сознании Стивена, панорама которого развернута перед нами, проходят, чередуясь, троякие содержания: гроздья мыслей, собранные вокруг какой-либо стержневой темы; картины воспоминаний; воображаемые сцены из прошлого, своеобразные фантазии на исторические темы. В гроздьях - богатая интеллектуальная мозаика, но все ее главные элементы - в пределах привычных тем католического сознания. Эпизод открывает будто и не покидавшая мыслей Стивена фигура Аристотеля, праотца схоластики. Исходная тема весьма важна для "Улисса": это развиваемая Аристотелем тема о достоверности восприятий и о различиях двух главных видов восприятия, зрения и слуха. Потом эта тема перейдет от Стивена к Блуму, а в конце романа, когда Стивен и Блум сойдутся, она завершится выводом "Итаки" (совпадающим с выводами современных культурфилософов): у "иудея" Блума доминирует слух, у "эллина" Стивена - зрение. Затем снова возвращается теология "Телемака". Взбунтовавшись, уйдя из Церкви, Стивен не перестает задаваться классическими богословскими вопросами: о сотворении и порождении, единосущии, связи Отца и Сына; занимает его и схоластическая казуистика Оккама... Исторические сцены, рисуемые его воображением, теперь выходят за пределы ирландской истории; мы узнаем в нем поклонника Данте и итальянского Возрождения. Последнее же и главное состоит в том, что в воспоминаниях, в размышлениях о самом себе Стивен наконец выступает как художник. Мы узнаем о его ранних опытах, и у нас на глазах он набрасывает четверостишие, которое мы прочтем в эпизоде 7. Дополнительные планы. По схемам Джойса, искусство "Протея" - филология, символ - морской прилив, цвет - зеленый. "Протей" был начат в Триесте в 1914 г. и завершен в Локарно в конце 1917 г. Первая публикация - "Литл ривью", май 1918 г.; как и "Нестор", эпизод был также опубликован в начале 1919 г. в лондонском "Эгоисте". Неотменимая модальность... дверь. - Начальная тема - реальность окружающего мира и способы его восприятия человеком, слух и зрение. Стивен из опыта заключает, что явлениям присущи свойства (модальности) быть зримыми и быть слышимыми. Он вспоминает, что, по теории зрения Аристотеля, прозрачность - "общая природа и сила, обитающая в телах" (О чувствах и чувственном, 439а). С учетом еще относящейся к Аристотелю цитаты из "Ада", фигура "лысого миллионера" должна быть Аристотелем, хотя не только исторических данных, но и легенд о его плешивости не имеется, и все изображения - с шевелюрою. Есть и сомнения в том, что лысый богач - Аристотель. С теорией зрения Аристотеля переплетается теория зрения ирландского философа и епископа-протестанта Джорджа Беркли (1685-1753), согласно которой зримое нами - не сами предметы, а только "цветные отметы" их. С "цветными отметами" связываются (какая тугая гроздь мыслей!) "отметы сути вещей": так я перевел стоящее у Джойса signatures, отсылающее к названию трактата "De signatura rerum" Якоба Беме (1575-1624), немецкого мистика, темного и глубокомысленного мыслителя. Трактат (бывший у Джойса в библиотеке) говорит о том, что у всякой речи и всякой вещи имеется своя "сигнатура" - отмета сути, знаменование, означивание; и для проникновения в ее смысл необходимо эту отмету раскрыть, прочесть. Для Стивена это близко к более привычной ему схоластической теме о необходимости точных дефиниций вещей; и он вспоминает (чуть ниже) неуклюжие дефиниции из знаменитого "Словаря английского языка" (1755) Сэмюэла Джонсона, пародируя Джонсоново определение двери: "Дверь - то, что бывает у дома, ворота же - у городов и общественных строений". Nacheinander... nebeneinander. - Вслед за Аристотелем и Беркли, в тему о зримом и слышимом вступает Г.Э.Лессинг (1729-1781), немецкий драматург и теоретик искусства. В своем классическом сочинении "Лаокоон" он указал, что в зрительных искусствах, какова живопись, принципом упорядочения элементов является их рядоположение, или же nebeneinander; а в искусствах звуковых, какова поэзия, этот принцип есть последование, nacheinander. Демиург Лос, или "творец Лос" (имя - возможно, инверсия "соль", солнце) - один из персонажей мифологической системы Блейка, которому посвящена его "Книга Лоса" (1795). Демиург - в философии Платона, а позднее во многих гностических и мистических учениях - демон-мироустроитель, создающий вещи мира, но не первоматерию, из которой они создаются. В оригинале тут есть еще протеический момент: Los Demiurgos можно прочесть и по-испански, как множ. число, "Демиурги". "Не в вечность ли..." - фраза перекликается с пассажем из поэмы Блейка "Мильтон" (1808): "...И я наклонился и повелел ей (автор - своей левой ноге. - С.Х.) идти вперед, сквозь вечность". Шверно - протеизм слов, перетекание немецкого schwer, тяжелый, в русскую грамматику (в оригинале - франц. слова в англ. грамматику). Ассоциация провода пуповин с монахами-мистиками может быть двоякой: во-первых, строгие францисканцы, во Франции так и прозванные "веревочниками" (кордельеры), ходили, связавшись вместе веревкой; во-вторых, многие техники мистической медитации (в том числе православный исихазм) предписывают устремлять взгляд в область пупа. Контекст говорит более в пользу второго. Будете ли как боги? - об искушении Евы змием. Быт. 3, 5. ...Ноль, ноль, единица - передает акт творения из ничего. Адам Кадмон - Человек Первый (др.-евр.), понятие каббалы, а затем многих философских, мистических и оккультных учений. Контекст предполагает, скорей всего, теософию, где Адам Кадмон - сотворенный первый человек в его совершенстве, до падения. Хева - жизнь (др.-евр.), более древний вариант имени Ева. Отсутствие пупка у Евы (и Адама) - популярный мотив оккультной и теософской литературы, а также средневековой и народной религиозности; еще в "Детстве" Горького в разговоре русского простонародья прочтем, что Адам и Ева "не родились, а созданы, стало быть, у них пупков нет". Живот без изъяна... белой пшеницы - парафразы Песни Песней 4, 7 и 7, 2; пшеницы восточной и бессмертной, сущей от века и до века - парафраза англ. мистика Томаса Трейхерна (1637-1674), Сотницы медитаций, Сотница III, разд. 3. Сотворен, не рожден: в Символе веры сказано о Христе, что Он "рожден, не сотворен". Об Арии и единосущии. Согласно церковным авторам, смерть Ария произошла в общественном туалете. Вдовец вдовой епархии - в 321 г. Арий был отрешен от сана пресвитера Александрийской церкви. Пощипывая кожу преизрядно - "Гамлет" I, 4. Мананаан Мак-Лир - в ирл. мифологии бог моря, обладавший, подобно Протею, способностью менять облик. Это слезы божьи... ей-ей! - обычные выражения отца Джойса в адрес Уильяма Мерри и его семейства. Достопочтенные гондольеры - ироническое выражение из популярной комической оперы "Гондольеры" (1889) У.Гильберта и А.Салливена. Отец Джойса именовал так Уильяма Мерри и его брата Джона. Иисус прослезился - Ин 11, 35. Из-за угла иль выступа стены - "Макбет", 1, 6. Ричи Гулдинг - неудачливый делец и юрист, оставшийся не у дел, но изображающий солидность и занятость. Мистер Недотеппи и мистер Тристрам Тэнди - иронические имена мнимых лиц, выражающие насмешку Стивена над пустыми играми Ричи. Тристрам Тэнди - смесь двух имен: ирл. революционера Нэппера Тэнди (1740-1803) и Тристрама Шенди, героя романа Стерна. В странах Запада есть обычай вешать на стенах обрамленные тексты популярных стихов. Alterta! - Ария из оперы Верди "Трубадур", акт I, сц. 1. ...в стоячем болоте библиотеки Марша, где ты читал... - в "Герое Стивене" этой строчке соответствует небольшой эпизод, где, в частности, читаем: "В своих блужданиях Стивен открыл библиотеку... основанную архиепископом Маршем... и ходил туда по нескольку раз в неделю читать старинные итальянские книги Треченто". В отличие от героя, автор посетил эту библиотеку всего дважды, 22 и 23 октября 1902 г.; читал же он там Иоахима Флорского (см. ниже). Аббат Иоахим - Иоахим Флорский (ок.1145-ок.1202), итал. мистик, выдвинувший модель всемирной истории из трех эпох или царств, подчиненных трем Лицам Пресвятой Троицы: царство Отца - от сотворения мира до рождества Христова, царство Сына - от рождества Христова до 1260 г., царство Св.Духа - от 1260 г. до конца времен; в третью эпоху должно быть возвещено и новое откровение, Завет Св.Духа в дополнение к Ветхому завету (Отца) и Новому завету (Сына). Модель была созвучна религиозным исканиям европейской интеллигенции начала века, и Джойс в молодости некое время увлекался ею, вслед за Йейтсом и отчасти под влиянием его рассказа "Скрижали Закона" (1897). В это же время в России Третий завет проповедовали Мережковский и его круг. Возненавидевший род свой... - мотив мизантропии, отталкивания от окружающих как от "черни" стоит, натурально, под знаком Свифта, присяжного мизантропа ирл. культуры (хотя, кажется, эта репутация и не отвечает реальности). Джонатан Свифт (1667-1745), писатель и аббат, настоятель дублинского собора Св.Патрика, - фигура, близкая Джойсу и важная для него. Согласно "Путешествиям Гулливера", он предпочитал людскому роду лошадей, гуигнгнмов; как считали в эпоху Джойса, к концу жизни он испытывал все растущую мизантропию, перешедшую в безумие; по завещанию он оставил средства на основание психиатрической больницы в Дублине. Переход от Иоахима к Свифту - отражение упомянутого рассказа Йейтса. Кемпбелл-Лис, Остроскулый - прозвища о.Ричарда Кемпбелла, одного из преподавателей колледжа Бельведер, сохраненные в "Портрете художника" (гл. 4). В сознании Стивена - протеические взаимопревращения двух неортодоксальных аббатов; от Свифта он возвращается к Иоахиму. Лат. цитата (несколько измененная) - из апокрифа XVI в. "Прорицания пап", который был приписан Иоахиму в том его издании (Венеция, 1589), которое читал Джойс в библиотеке Марша; в цитате - реминисценция текста 4 Пар. 2, 23-24. Глава, обреченная карам - аллюзия на преследования Иоахимова учения (не сам Иоахим, но его более радикальные последователи подверглись неоднократному осуждению в XIII в.). Тучных от тучной пшеницы - Втор. 32, 14. От церковной сцены мысль Стивена переходит к совершаемому в церквах таинству евхаристии (тема о нем есть и в эп. 1; видно, что Джойс о нем думал пристально и натуралистично, концентрируясь на его физической стороне). Есть проблема: как совмещается единственность Христа со множеством совершаемых пресуществлений? Стивен воображает это множество и вспоминает, что проблему решал Уильям Оккам (ок.1285-1349), англ. философ, один из крупнейших схоластов, прозванный "Непобедимым Доктором". Кузен Стивен... - с заменой святого на поэта, а Стивена на Свифта - фраза, сказанная последнему его кузеном, драматургом Джоном Драйденом, после знакомства с его поэтическими попытками. Остров святых - средневековое прозвание Ирландии - "остров мудрецов и святых": в раннем средневековье оттуда на континент Европы являлось много подвижников, целый ряд из коих стали святыми. Припомни свои эпифании - рождение этого жанра Джойс описывает в "Герое Стивене". Там развита и его эстетика, включающая такую, не слишком внятную, дефиницию: "Под эпифанией он понимал внезапное явление духовного, передающееся в вульгарности слова или жеста или же в какой-либо памятной фазе самого духа". Махаманвантара - великий год (санскр.), по учению индуизма, мировая эпоха длиной в 4320 млн лет. Пит Делла Мирандола (1463-1494) - одна из ярких фигур итал. Ренессанса, философ и ученый, юноша с огромными талантами и познаниями, с тягой к тайноведению, горделивый и амбициозный. Ага, совсем как кит - "Гамлет", III, 2. Читая одну за одной... - пародийная стилизация эссе "Пико делла Мирандола" Уолтера Пейтера (1839-1894), влиятельного английского культурфилософа, эссеиста, стилиста. Эссе вошло в его известную книгу "Ренессанс" (1873, рус. пер. 1912). Что по несметной гальке шелестит - "Король Лир", IV, 6. Обломки Армады - в 1588 г. испанский флот Великая Армада был разбит англичанами, и поздней некоторые из его судов потерпели крушение у берегов Ирландии. Остров смертельной жажды - аллюзия на выражение "остров неутолимого голода" в песни IV "Одиссеи". Голубятня - прозвание форта, где размещалась дублинская электростанция. "Кто же тебя... Иосиф" - цитата из "Жизни Иисуса" (1884), одного из антирелигиозных сочинений, которые под псевдонимом Лео Таксиль выпустил француз Габриэль Жоган-Паже (1854-1907). Дикими гусями называли ирландских политических эмигрантов, начиная со сторонников Якова II, покинувших страну в конце XVII в.; большую часть их составляли военные, а поздней - террористы. Имеется в виду, вероятно, книга "Женщина" знаменитого французского историка Жюля Мишле (1798-1874). Мясо из котлов фараоновых - Исх. 16, 3. Буль-Миш - изображая заправского парижанина, Стивен употребляет фамильярное название бульвара Сен-Мишель, любимого места студентов и богемы. В ночь на семнадцатое... - реминисценция дела об убийстве, бывшего в феврале 1904 г. в ирл. газетах. Мотив преступника - двойника Стивена, возможно, связан с тем, что убийство произошло на Стивен-стрит. Комментаторы с большой фантазией видят тут серию из русских аллюзий: "другой я... пальто, нос" - на "Двойника" Достоевского, "Шинель" и "Нос" Гоголя. "Он - это я" - ироническая адаптация афоризма "Государство - это я" Людовика XIV; вероятен и отзвук Флоберовой вариации этого афоризма, тоже иронической: "Мадам Бовари - это я" (постмодернистское наслоение многократной и многонаправленной иронии). ...Кто-то там обездоленный. - Тема обездоленности, лишенности законного достояния и наследства - важный элемент самоощущения Стивена, и темы отца и сына в романе. Начало темы - в "Портрете", дальнейшее продолжение - в эп. 9, где этот мотив - одна из параллелей Стивена с Гамлетом. Ср. также "Зеркало", эп. 10. Фиакр и Скот - наряду с Колумбаном, известнейшие из ирл. миссионеров. Св.Фиакр - умер ок. 670 г.; Скот - Иоанн Дунс Скот (ок.1266-1308), крупнейший философ-схоласт; ирл. происхождение его - спорный факт. Джойс говорит об обоих в лекции "Ирландия, остров святых и мудрецов"; образ святых в небесах на табуретках - из заметок к "Портрету" ("Триестская записная книжка"). За тетку... - адаптация куплета шуточной ирл. песни "Тетка Мэтью Ханигана". Париж просыпается... - с заменой Парижа на Триест, этот пассаж впервые появляется в неопубликованном при жизни этюде "Джакомо Джойс" (1914); в нем использована также одна из эпифаний (N_XXXIII в нумерации Обера). Полуденная дрема... Развратные люди. - Беседа со старым боевиком-фением. Видно общее отношение Стивена: своего рода доброжелательная отстраненность, человеческая симпатия, соединенная со скептическим несочувствием делу. Таково было и отношение Джойса к революционерам-радикалам, отчетливо выраженное им в итал. заметке "Фенианство. Смерть последнего фения" (1907), посвященной памяти одного из руководителей фениев, Джона О'Лири. Сигареты с порохом - ассоциация с террористическим прошлым Игена. Далькассии - жители небольшого королевства Далькайс в Манстере, откуда в Х-XI вв. вышли короли Манстера и знаменитый король Ирландии Брайен Борью. Артур Гриффит (1872-1922) - активнейший лидер легальной борьбы за независимость, основатель "Шинн Фейн", в дальнейшем - первый президент Ирландского Свободного Государства (1922). В противоположность фенианскому терроризму, его изобретательная стратегия, сочетавшая политические и экономические методы, пользовалась одобрением Джойса, которое он передает ниже Блуму (см. эп. 8, 18). Э.А.Дрюмон (1844-1917) - влиятельный французский журналист, издатель резко антисемитской газеты "Свободное слово". Мод Гонн (1866-1953) - деятельница ирл. революционного движения и парижская эмигрантка, женщина редкостной и романтической красоты, предмет долгой безответной любви Йейтса и любовница франц. журналиста и политика Люсьена Мильвуа (1850-1918), издателя журнала "Родина". Феликс Фор (1841-1899) - президент Франции в 1895-1899 гг., смерть которого слухи приписывали половым излишествам. Ольстерские боевики - протестантские экстремисты в конце XVIII в., предшественники оранжистов. Превращение националиста и католика Игена в такую фигуру - очередной протеизм. Главный центр - титул главы Общества фениев Джеймса Стивенса (1824-1901). Речь идет о его побеге из Дублинской тюрьмы в конце 1867 г. Ушедшие вожди - лидеры, отошедшие от борьбы; выражение восходит к стихотворению англ. поэта Роберта Браунинга (1812-1889) "Ушедший вождь" (1845), где Браунинг осуждает переход на сторону англ. официоза поэта У.Вордсворта (1770-1850). Взрыв стен Клеркенуэллской тюрьмы в Лондоне - операция фениев в декабре 1867 г. Прототип Игена Дж.Кейси и другой фений, полковник американской армии Ричард О'Салливен Берк, заключенные в тюрьме, по условленному, должны были к моменту взрыва пробраться и залечь под стеной тюремного дворика, чтобы не пострадать. Хотя взрыв произошел, побег не удался; но Кейси был позднее оправдан судом. Тан - у древних ирландцев, преемник вождя клана, избираемый при жизни вождя. На рю де ла Гутт д'Ор... ушедших - согласно комментарию Гиффорда, под ушедшими надо понимать героинь Золя Жервезу Маккар и ее дочь Нана, живших в этом квартале Монмартра. При таком толковании нужен другой перевод: на улице... украшенной лицами ушедших в мушиных пятнах; но толкование весьма натянуто. Св.Канис, или Кенни (умер ок.599) - ирл. святой, в честь которого названы город и графство Килкенни. Стронгбоу, "Тугой Лук" (англ.) - один из вождей норманнов, предводитель первого англо-норманнского вторжения в Ирландию в 1169 г.; его замок на р.Норе был построен в 1172 г. За руку Нэппер Тэнди взял меня - из ирл. патриотической баллады "Носящий зеленое", о восстании 1798 г. Воспомню тебя, о Сионе - Пс 136, 1. Черно-серебристый - цвет бороды призрака в "Гамлете" I, 2; "искусительный поток" Эльсинора - "Гамлет" I, 4; выражение "поток искушения" есть в "Портрете". Луи Вейо (1813-1883) - французский журналист, ярый католик, резкий критик романтиков, и в частности Теофиля Готье (1811-1872), бывшего крупным поэтом, а также романистом и эссеистом. Приводимое выражение - из очерка Вейо "Подлинный парижский поэт", вошедшего в сборник "Запахи Парижа" (1867). Его пылкая поддержка папства создала ему популярность в ирл. церкви и в иезуитских учебных заведениях, где его творчество пропагандировалось. Сэр Лут - видимо, измышление Джойса; в ирл. мифах фигурирует великан Луг Длинная Рука. Две марии - вероятно. Св.Дева Мария и Мария Магдалина. Новозаветные образы тут же сливаются с ветхозаветною матерью Моисея, укрывшей его колыбель в тростниках (Исх 2, 3). Лохланны, "жители озер" (ирл.) - прозвище норвежцев, совершавших набеги на Ирландию в VIII-IX вв.; ими был основан Дублин. Датчане-викинги совершали подобные же набеги поздней. Как храбрый Мэйлахи... - строка из стихотворения Томаса Мура (1779-1852) "Пусть вспомнит Эрин дни былые". Имеется в виду легенда о том, что ирл. король Мэйлахи, успешно сражавшийся с норманнами, снял с побежденного датского вождя и надел себе золотой шейный обруч. Стая кашалотов... - по свидетельству хроник, во время голода в Дублине в 1331 г. к берегу принесло стаю кашалотов, и жители перебили более двухсот из них. Следующая историческая сцена - небывалые морозы зимой 1338 г., когда дублинцы жгли костры на льду городской реки Лиффи. Собака моего врага - "Король Лир" IV, 7. Лимонный камзол - Маллиган в лимонном жилете. Слуга фортуны - в "Гамлете" (II, 2) Розенкранц и Гильденстерн называют себя "приближенными фортуны". Когорта самозванцев. Брат Брюса - Эдвард Брюс (убит в 1318 г.), младший брат шотл. короля Роберта Брюса, успешно защищавшего независимость Шотландии от Англии. В 1314 г. Эдвард начал вторжение в Ирландию с целью ее освобождения от Англии, но был убит ирландцами как самозванец. Томас Фицджеральд (1513-1537) поднял в 1534 г. безнадежное восстание против англичан, был взят ими в плен и казнен; вошел в историю как "Шелковый Томас", ибо его сторонники носили шелковый опознавательный знак. Перкин Уорбек (ок.1474-1499) - самозванец, в царствование Генриха XII объявивший себя сыном короля Эдуарда IV и претендентом на трон. Был быстро изловлен и признал свое самозванство. Лэмберт Симнел (1475-1534), плотницкий сын, которого англо-ирландские лорды объявили Эдвардом, графом Уорвикским, и короновали в 1487 г. в Дублине как английского короля Эдуарда VI. В том же году он был взят в плен англичанами, и король Генрих VII отправил его к себе на кухню поваренком; позднее он стал королевским сокольничим. Насмешки над Гвидо - мотив из новеллы 9 Шестого дня "Декамерона" Боккаччо, рассказывающей об остроумном ответе Гвидо Кавальканти (ок.1250-1300), итал. поэта и друга Данте. Знакомые застали Гвидо гуляющим на кладбище (но не в Ор-сан-Микеле, а в Сан-Джованни); на их насмешки он отвечал, что они вольны говорить о нем, что угодно, ибо "находятся в своем доме" - тем самым объявляя их домом кладбище, дом смерти. В заметках Джойса к "Портрету" ("Триестская записная книжка") есть рубрика "Гвидо Кавальканти", где фигурирует и этот сюжет о нем; но в "Портрете" материал не использован. Метаморфозы пса: на протяжении трех абзацев он получает эпитеты или образы зайца, оленя, медведя, теленка, леопарда. В червленом поле - стиль геральдических описаний. Леопард, по средневековым бестиариям, "жестокий зверь, зачинаемый в прелюбодействе льва и пантеры". Сон Стивена иногда толкуют как предвестие, предвосхищение встречи с Блумом, а в поднесении дыни усматривают древнеевр. обряд принесения первых плодов (Втор 26, 2-11). ...Египтяне. Цыгане - цыганам всюду долго приписывали египетское происхождение; ср.: "московские купцы называли цыган фараонами" (К.Коровин). "Эх, фартовая маруха..." - Стивену рисуется сцена из жизни преступного мира старых времен. Четверостишие - второй куплет из блатной песни "Довольные хвалы вора в честь девки своей", опубликованной в сборнике "Блатная академия" (Лондон, 1673). Язык здесь сдвигается в воровской жаргон XVII в. - пласт, практически отсутствующий в рус. языке (известные образцы старинного разбойничьего фольклора и воровской речи - отличный, чистый язык, отнюдь не жаргон). Поэтому перевод мой использует жаргон XIX в. и явно не слишком удовлетворителен. А что прикажете делать, господа? Безотрадное услаждение - согласно "Сумме теологии" св.Фомы Аквинского, грех, состоящий в том, что сознанию позволяют углубляться в дурные мысли. Прозвище брат-дикобраз дано было св.Фоме за остроту его аргументов и всестороннюю огражденность ими. Через пески... - закатные мотивы в этом абзаце перекликаются со стихами в конце драмы Шелли "Эллада" (1821). Влачит... трашинит - превращения глагола "тащить" из языка в язык: славянский, латинский, немецкий, русский, итальянский. Се раба лунная - ср. "Се раба Господня") Лк 1, 38. Omnis caro... - пением этого псалма начинается католическая панихида. Грядет он... устам. - Стихотворение, которое сочиняет Стивен, - небольшая вариация последней строфы стихотворения "Моя скорбь на море" - англ. перевода ирл. песни, сделанного Дугласом Хайдом (1860-1949) и помещенного в его сборнике "Любовные песни Коннахта" (1893). Хайд - один из активных деятелей Ирландского возрождения, поэт, филолог, кельтолог; в конце жизни - президент Ирландии. Стивен цитирует также его стихи в эп. 9, а Джойс упоминает их в рецензиях "Ирландский поэт" и "Душа Ирландии" (1902). Где грифель мой - "Гамлет" I, 5. Епископ Клойнский - Беркли. Стивен замечает, что в теории зрения Беркли видимое пространство и предметы можно уподобить завесе, которая в ветхозаветном храме отделяет святое от святая святых (Исх 26, 31-35); предметы - "цветные эмблемы" (ср. в начале эпизода - "цветные отметы") на этой завесе. По этой же теории, зрение воспринимает мир плоским, и только мысленно, а не зрительно мы воспринимаем расстояние между предметами в глубину. Ходжес, Фиггис и Ко - дублинские издатели и книготорговцы. Стиви - так называет Стивена в "Портрете" его университетский друг Давин, разговор с которым, стало быть, и мелькает здесь в потоке сознания. Прототип Давина - Джордж Клэнси, пылкий патриот-националист, поздней погибший во время гражданской войны. Слово, которое знают все - возвращающаяся тема в сознании Стивена. В прежних изданиях "Улисса", как и в новейшем, слово остается неведомым, однако в "Исправленном тексте", как главное изменение, в эп. 9 была внесена вставка из рукописей Джойса, определяющая слово как "любовь". Рады вам, как майским цветам - название ирл. сентиментальной песни. Под ее укрытием... Боль далеко - этот пассаж включает название эклоги "Полуденный отдых фавна" франц. поэта Стефана Малларме (1842-1898) и перекликается с ее мотивами. Эстер Освальт - кроме данного упоминания, это имя встречается у Джойса лишь в набросках к гл. V "Героя Стивена". Любовь, что назвать себя не смеет - строка из стихотворения "Две любви" друга О.Уайльда лорда Альфреда Дугласа. Стихотворение фигурировало в судебном разбирательстве по поводу обвинения Уайльда в гомосексуализме. Все или ничего - девиз героя драмы "Бранд" (1866) Ибсена. Творчество Ибсена имело в молодости значительное влияние на Джойса; в этой связи стоит сопоставить отказ Бранда посетить умирающую мать и отказ Джойса, а за ним и Стивена, помолиться у смертного ложа матери. Поток из озера Кок - завуалированно описывается отправление Стивеном малой нужды; Кок (cock) - половой член (англ.); однако в согласии с природой эпизода это также и название озерка приливных вод в тех местах, где бредет Стивен. ...извиваются водоросли... это описание, как и ряд других мест эпизода, близко перекликается с финалом гл. 4 "Портрета", едва ли не перепевая его: Стивен там тоже прогуливается в отлив, дремлет на берегу и покидает сцену с началом прилива. Св.Амвросий Медиолианский (ок.340-397) - один из крупнейших западных отцов церкви, епископ миланский и наставник блаж. Августина. Лат. цитата - из его "Толкования на Послание к Римлянам", толкование на стих 8, 22: "Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне". Отец твой спит на дне морском - вновь (см. эп. 1) Шекспир, "Буря", I, 2. Игра слов: перинная гора - постельная перина и одновременно - гора Фезербед, возвышенность к югу от Дублина, неоднократно упоминаемая в "Улиссе". Морскую смерть называет мягчайшей и предсказывает ее Одиссею Тиресий в Песни XI. Древний отец Океан - одно из имен Протея у Гомера. Пить хочется - Гроза - аллюзии на сцену распятия Христа. Сверкая... разума - реминисценция евангельского текста Лк 10, 18 о низвержении с неба Сатаны [Люцифера, "светоносца" (лат.)]. Лат. цитата о Люцифере - из католич. службы Святой Субботы, с малым изменением; но в службе Люцифер - утренняя звезда и не отождествляется с Сатаной. В шляпе, с посохом иду, башмаки стучат - "Гамлет", IV, 5 Несет нам радость новый год, о мать - строка из стихотворения "Майская королева" (1833) Альфреда Теннисона (1809-1892). Джойс относился весьма отрицательно и к стихам Теннисона, и к его роли официального "поэта-лауреата" викторианской Англии; Стивен, кому он передал это отношение, наделяет Теннисона насмешливым прозвищем Лаун-Теннисон (еще в "Портрете" он ниспровергал его как "рифмоплета"). Клинк, сверхчеловек - словарь и некоторые идеи Ницше можно проследить и у Маллигана, и у Стивена; сам Джойс в 1904 г. подписался под одной открыткой Дж.Робертсу: Джеймс Сверхчеловек.
|